НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шешегова Н.М. Мастер-класс как одна из форм перспективного развития профессиональной деятельности современного педагога


Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


В современных условиях развития системы образования, в том числе и дошкольного, актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационных находок, а так же положительного педагогического опыта. Одной из наиболее эффективных форм методической работы по данному направлению является мастер-класс.
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая не только демонстрировать как уже освоенные возможности педагогики, так и инновационные, открывающие новые пути развития, показывающие способы решения и преодоления тех или иных проблем, но и являющаяся особым профессиональным жанром общения при активной роли всех участников, поскольку предполагает непосредственное обсуждение и поиск творческого решения.
Использование мастер - класса при организации и планировании системы методической помощи старшим воспитателем в ДОУ делает эту форму работы наиболее привлекательной и эффективной для педагогических работников, особенно посещающих "Школу начинающего педагога".
Мастер-класс для педагогов ДОУ по той или иной теме – проводит педагог, зарекомендовавший себя высококвалифицированным специалистом в данной области, мастером своего дела. Его основная задача не просто сообщить коллегам ту или иную информацию, а передать практические способы деятельности. Что является особо актуальным при работе с молодыми специалистами.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, культура презентации идеи, актуальность идеи в педагогике, методике и практике дошкольного образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность, представленная инновационными идеями, оригинальностью решения.
Прогрессивность. Наличие новых идей, выходящих за привычные рамки и соответствующих тенденциям современного образования; способность к теоретическому и практическому обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации по созданию нового продукта, принятии нового решения или способа действия.
Оптимальность. Достаточность используемых средств, их сочетание, связь с целью и результатом.
Эффективность. Результативность, практическая значимость, полученная для каждого участника мастер-класса.
Технологичность. Алгоритм проведения и его соответствие всем необходимым требованиям.
При проведении мастер - класса необходимо учитывать следующее:
1. В начале мастер-класса, как и в начале проектной деятельности, обязательно создается проблемная мотивирующая ситуация.
2. Все участники мастер-класса должны быть активны и внутри каждого задания абсолютно свободны, что создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
3. Мастер - класс должен иметь интерактивную форму, дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами, высказать собственное мнение, обозначить свою позицию или предложить самостоятельное решение проблемы.
4. В процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания, так как знания или умения они получают сами с помощью всех участников.
5. При подготовке и проведении мастер-класса важно придерживаться определённого алгоритма, структуры.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
·          теоретическую часть;
·          показ или демонстрацию технологии процесса;
·          практическую часть – создание продукта;
·          презентацию продукта (афиширование);
·          выводы (рефлексию).
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:
·          определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
·          представляет участникам мастер-класса технологию;
·          формирует рабочие творческие группы;
·          организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
·          предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

Примерный алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

·          Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
·          Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.
·          Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
·          Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
·          Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.
·          Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
·          Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.
·          Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.
·          Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.
·          Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.

Список литературы

Литература
1 Машуков А. В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. — Челябинск, 2007
2. Хуртова Т. В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы. — Волгоград, 2008
2019