Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шмакова Ю.В. Современные способы коррекции, позволяющие предупредить появление оптических нарушений у детей-инвалидов дошкольного возраста (на примере работы учителя-дефектолога ГБУ «ПРЦ «Радуга»)

Библиографическое описание:

Шмакова Ю.В. Современные способы коррекции, позволяющие предупредить появление оптических нарушений у детей-инвалидов дошкольного возраста (на примере работы учителя-дефектолога ГБУ «ПРЦ «Радуга») // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Проблема изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач дефектологии. Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 28-34% – речевых школ, у 42-88% учеников вспомогательных школ.

В современной литературе термин «дисграфия» определяется как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, серьезно препятствуют освоению образовательной программы и не могут быть компенсированы ребенком самостоятельно, без специальной помощи.

У 95% детей-инвалидов 6-8 лет, посещающих занятия учителя-дефектолога в ГБУ «ПРЦ «Радуга» наблюдаются признаки оптической дисграфии, это обусловлено несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственно - временных представлений.

Работая в тетради, дети совершают массу ошибок, связанных с недостаточным уровнем развития пространственного восприятия, они не могут выполнить команды «отступить», «вправо», «влево», «вверх», «вниз». При письме дети совершают специфические ошибки, неправильное изображение букв, зеркальное написание. Испытывают трудности в освоении числового ряда.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении. Следовательно, очень важно уже в дошкольном возрасте проводить систематическую коррекционную работу с включением комплекса игр и упражнений, способствующих профилактике дисграфии. Ведь, как известно, вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.

Для продуктивной коррекционной работы на сегодняшний день разработана дополнительная общеразвивающая программа «Зазеркалье», которая позволит предупредить появление оптических нарушений письменной речи у детей-инвалидов дошкольного возраста, посещающих коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога.

Основная цель дополнительной общеразвивающей программы «Зазеркалье» - это формирование зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и пространственных представлений).

Данная программа предполагает возможность индивидуального пути развития дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации ребенка с инвалидностью.

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, которые развивают внимание, память, логические формы мышления, формируют устойчивый интерес к занятиям.

На ряду с использованием традиционных направлений работы, включаются задания на развитие оптико - кинестической организации движений:

- работа по развитию ориентации в собственном теле. Формировать умения определять пространственные направления правое – левое, направо – налево, справа – слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела. Вначале ребенок выполняет движение вместе с педагогом, который и поясняет каждое направление. Таким образом, для ребенка создается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Далее происходит постепенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план.

1. Упражнение «Части тела».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

2. Упражнение «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.

Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

3. Упражнение «Зеркало».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Оборудование: настенное зеркало.

Ход игры: ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.

4. Упражнение «Путаница».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Ход игры: ребенок стоит напротив взрослого. Взрослый намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно.

- работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве. Обучить ориентироваться в пространственных направлениях, как верх – низ, вперед – назад, вправо – влево, дальше – ближе, сформировать у детей-инвалидов понимание пространственных отношений между предметами. Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами. «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?» - подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов ближе, дальше, близко, далеко. На занятиях проводят несколько специальных упражнений, позволяющих уточнить данные представления.

1. Упражнение «Вверху - внизу. Кто выше?»

Цель: развитие пространственных представлений.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река. В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Ход игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

2.Упражнение «Где чей домик?»

Цель: сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо).

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Ход игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

3. Упражнение «Добавь слово».

Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Педагог говорит: «Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а ты будешь отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди», «близко», «далеко».

Педагог говорит:

- Стол стоит….

- Полочка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…и т.д.

4. Упражнение «Сделай так, как я скажу».

Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у педагога набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Ход игры. Педагог предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (педагог его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа - квадрат, вверху - круг, внизу - прямоугольник. Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

5. Упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?»

Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Материал игры: любые игрушки.

Ход игры. Педагог раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка взрослый ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком - машины, позади ребенка - паровоз и говорит:

«Вперед пойдешь - машину найдешь,

Вправо пойдешь - мишку найдешь,

Влево пойдешь - матрешку найдешь,

Назад пойдешь - паровоз найдешь,

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Педагог говорит:

«Вперед пойдешь - куклу найдешь,

Вправо пойдешь - зайца найдешь,

Влево пойдешь - мяч найдешь,

Назад пойдешь - юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».

-работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве. Развитие праксических функций и оптимизация межполушарных взаимодействий. В своей работе использую рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими; нейродинамическую гимнастику и упражнения; палочки Кюзенера; стабилотренажер А-150.

1. Упражнение «Адресное бюро».

Цель: учить детей умению ориентироваться в пространстве по схеме пути.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Описание игры: Педагог предлагает детям по памяти поместить фотографии достопримечательностей на карте города.

2. Упражнение «Где Маша?».

Цель: учить детей умению ориентироваться в пространстве по схеме пути.

Оборудование: план

Ход игры: педагог рассказывает детям, что кукла Маша потерялась. Но к счастью, у нас есть карта пути, по которому она шла. Давайте попробуем найти куклу Машу и поможем ей вернуться домой.

3. Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме».

Цель: учить детей умению ориентироваться в пространстве по схеме пути.

Оборудование: схема и игрушка.

Ход игры: Педагог предлагает детям отыскать в данном помещении заданную игрушку, а затем обозначить на схеме и ответить на вопрос, где обнаружили эту игрушку.

4. Упражнение «Рисуем Дорожку к участку».

Цель: учить умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.

Оборудование: изображение плана территории. (здание и участок Центра).

Ход игры: педагог предлагает ребятам прийти на помощь к Петрушке и отыскать дорогу, которая ведет к участку и дает инструкции:

- подумайте, как можно обозначать направления движения (Прямой линией со стрелкой);

- расположите треугольник в центре листа;

- начертите ровную линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника;

- разместите круг посередине одной из боковых сторон листа (обозначение другого участка группы);

- начертите ровную линию со стрелкой от треугольника до круга;

- уточните последующий курс движения до участка;

- начертите ровную линию со стрелкой от круга к участку.

5. Упражнение «Разноцветное путешествие».

Цель: учить детей умению ориентироваться в пространстве с помощью обозначений и схем.

Оборудование: игровое поле с разноцветными клетками.

Ход игры: ребенку предоставляется игровое поле с разноцветными клетками.

На первой клетке ставят игрушку, что сейчас же отправится в путешествие. Педагог надиктовывает направление передвижения игрушки инструкциями: 1 клетка вниз, две влево, стоп! Где очутился твой герой? Ребенок определяет, каким цветом клетка, на которой оказалась его игрушка и согласно цвету, фантазирует место пребывания его героя. (К примеру: голубая клетка может быть морем, зеленая - полянка, желтая - пляж и т.д.).

Используя различные формы и методы работы, был составлен календарно-тематический план, в который включены темы, игры, упражнения по формированию зрительно-пространственных функций у детей-инвалидов. В ходе реализации программы с детьми проведены занятия в форме путешествий, квестов, сказок.

В процессе занятий дети стали лучше понимать и запоминать полученный материал, выполнять инструкции, ориентироваться в схеме собственного тела, различать правую и левую стороны у себя. В затруднительных случаях дети стали самостоятельно пользоваться вспомогательными средствами для установления отношений справа и слева от себя, правильно определять и называть пространственные отношения между предметами. Значительно уменьшилась разница между выполнением практических действий по словесной инструкции и словесным обозначением пространственных отношений между предметами. Более свободно ориентироваться на плоскости, определять ее правую и левую стороны, верх и низ, середину. На заданиях по развитию оптико-кинестической организации движений даже самые застенчивые и робкие дети стали проявлять стойкий познавательный интерес к предлагаемым заданиям и играм.

По итогам реализации программы наблюдается положительная динамика в формировании пространственных представлений с учетом актуального развития детей и зоны ближайшего развития. 94% детей научились показывать и называть части тела, лица; употреблять предлоги «выше – ниже», «над – под», «между» в речи относительно частей своего тела. Показывать и называть местонахождение объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношение объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «выше - ниже», «над - под», «между», «ближе - дальше», «перед», «за» в речи относительно частей своего тела и объектов научились 93% детей с инвалидностью. 76% детей-инвалидов показывают и называют местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «лево - право», «слева - справа», «сзади», в речи относительно частей своего тела и объектов.

Наличие положительных результатов доказывает, что дополнительная общеразвивающая программа «Зазеркалье», направленная на формирование пространственных представлений у детей-инвалидов, обеспечивает повышение качества сформированности указанных представлений.

Библиографический список

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336 с.

2. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.

3. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. - М.: Айрис-пресс, 2005.
2023