НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сарафанова И.Г. Нетрадиционное развитие мелкой и крупной моторики рук

Библиографическое описание:

Сарафанова И.Г. Нетрадиционное развитие мелкой и крупной моторики рук // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Аннотация:

В данной статье идет речь об особенностях развития крупной и мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных средств и методов. Автор статьи обращает внимание то, что использование нетрадиционных способов помогает ребенку обрести уверенность в собственных силах, развить творческое воображение и сделать деятельность интересной и занимательной, поскольку ребенок воспринимает это как игру. В завершение статьи автор приходит к выводу о том, что использование нетрадиционных средств развития моторики рук способно помочь комплексному развитию способностей дошкольника.

Abstract:

This article deals with the peculiarities of the development of large and small motor skills of the hands using non-traditional means and methods. The author of the article draws attention to the fact that the use of non-traditional methods helps the child to gain self-confidence, develop creative imagination and make the activity interesting and entertaining, since the child perceives it as a game. At the end of the article, the author comes to the conclusion that the use of non-traditional means of developing hand motor skills can help the comprehensive development of preschool children's abilities.

Ключевые слова:

Моторика рук, нетрадиционные способы, рисование, игра, дошкольный возраст.

Keyword:

Hand motor skills, non-traditional ways, drawing, playing, preschool age.

Многие родители часто испытывают беспокойство от того, что ребенок долго не начинает разговаривать или несколько отстает в развитии от своих сверстников. С точки зрения педагогики, психологии и физиологии для того, чтобы преодолеть данные нарушения, нужно развивать мелкую и крупную моторику. Эта связь обуславливается тем, что речевые зоны коры очень близко находятся к двигательным зонам, общностью формирования двигательной и речевой сферы, а также взаимной связью формирования речи и моторики в целом.

Для развития моторики существует достаточно большое количество приемов и игр, применяются различные типа дидактических пособий и оборудования, начиная от того, что можно найти дома, заканчивая специально изготовленными комплексами. Однако средств и способов развития моторики никогда не бывает слишком много, поэтому педагогическое сообщество постоянно находится в поиске новых методов. При этом традиционные способы развития моторики часто имеют один недостаток – они воспринимаются детьми как определенные учебные занятия, а не интересная игра. Однако, именно игра становится главным способом деятельности дошкольника. Поэтому внимание ученых и педагогов-практиков последнее время обращено к нетрадиционным способам развития моторики.

О.В. Давыдович отмечает, что развитие мелкой моторики начинается в младшем дошкольном возрасте, и оно может происходит с помощью подручных материалов. В качестве таких нетрадиционных материалов для развития исследователь предлагает:

- построение простых геометрических фигур из спичек и ватных палочек;

- пальчиковое рисование по рассыпанной по листу бумаги крупе;

- создание объемных фигурок из мятой бумаги или фольги;

- плетение косичек из шнурков и лент и т.д.

А.М. Маркелова в одной из своих статей обращает внимание на работу с бумагой как нетрадиционное средство развития моторики. Она отмечает, что бумага гибкая, имеет насыщенный цвет и приятную на ощупь фактуру. В статье предлагаются следующие виды работ:

- аппликация;

- создание бумажных витражей;

- вырезание силуэтов;

- создание объемных композиций из скрученных бумажных полосок;

- выгибание;

- оригами.

Автор отмечает, что эти занятия благоприятно влияют на психику, на развитие мелкой моторики рук и речи. Кроме того, дети воспринимают это способы работы с бумагой с интересом, поскольку из привычных им листов бумаги получается настоящее чудо – объемная фигура животного или растения.

С.А. Шатрова и Н.А. Щепалова также подчеркивают, что интересным, увлекательным и самым доступным способом развития моторики становятся занятия художественно- продуктивной деятельностью, поскольку они увлекают ребенка и позволяют развить его творческий потенциал. При этом, по мнению исследователей, ориентация занятий в дошкольных образовательных учреждениях на использование традиционных методов создания изображения не удовлетворяет всем критериям, предъявляемым к современному образовательному процессу. В свою очередь, работа с нетрадиционными техниками рисования решает такие задачи как:

- развитие интеллекта;

- благотворное влияние на личностную сферу;

- формирование веры в собственные силы;

- развитие восприятия пространства;

- свобода проявления творческих способностей;

- развитие мелкой моторики рук;

- свобода в выборе материала и способа создания изображения.

С.А. Шатрова и Н.А. Щепалова отмечают следующие виды нетрадиционного способа создания изображения:

- рисование пальцами;

- рисование ладошкой;

- создание оттисков листьев;

- работа восковыми мелками;

- тычки сухой кистью;

- создание различных видов оттисков.

Поскольку способы создания изображения необычны, ребенок воспринимает это как игру, а значит не боится ошибиться, нарушить какие-то правила, ведь здесь нет никаких критериев правильности создания рисунка. Каждое такое изображение не будет похоже на другое.

Л.В. Усачева отмечает, что предметы, которые можно использовать для развития крупной и мелкой моторики должны постоянно находиться в доступе детей, ими должны быть оборудованы детские игровые пространства, поскольку создание развивающей среды предполагает, что ребенок может захотеть проявить игровую инициативу, обыграть тот или иной предмет. В числе нетрадиционных средств развития моторики исследователь отмечает:

- игры с крупами и макаронами;

- нанизывание сушек на ленточку;

- игры с фольгой;

- игры с прищепками;

- использование в игровой деятельности крышек от бутылок.

При использовании нетрадиционных материалов очень важно, чтобы они были разными по своим физическим свойствам – размеру, сыпучести, фактуре, материале изготовления, поскольку развитие тактильных ощущений очень важно для ребенка на этапе развития речи.

Таким образом, мы можем отметить, что развитие крупной и мелкой моторики может осуществляться нетрадиционными средствами, преимущества которых заключается в их новизне и универсальности, что помогает детям развивать не только моторику, но и воображение и восприятие.

Список используемых источников1. Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова // Молодой ученый, 2018. — № 46 (232). — С. 274-277.

2. Давыдович, О. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования / О. В. Давыдович // Молодой ученый, 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 56-59.

3. Маркелова, А. М. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики / А. М. Маркелова, Е. А. Калинкина. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 73-76.

4. Усачева, Л. В. Создание среды для развития мелкой и крупной моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Л. В. Усачева, Т. И. Кутовая, А. Г. Лаврухина, М. Н. Абрамович // Молодой ученый, 2021. № 53 (395). С. 250-253.

5. Шатрова, С.А., Щепалова, Н.А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста/ С.А. Шатрова, Н.А. Щепалова// Концепт, 2017. - № 9. – С. 1-6.
2023