Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Рудых Е.А. Формирование познавательного интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она диктует ребенку свои условия и не оставляет места и времени для его вопросов. В результате школьник с ОВЗ перестает их задавать, теряя интерес к окружающему миру и, соответственно, к учению. Образование должно быть двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован и учитель, и ученик. Чтобы достичь этой цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании познавательного интереса. Стремясь только обучить, педагог пытается заинтересовать учащихся с ОВЗ своим предметом, найти новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникает, но он будет временным. Стоит ученику с ОВЗ привыкнуть к подобным «внешним эффектам», и интерес снова исчезнет. Поэтому, обучая, необходимо активизировать его интерес к окружающему миру, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.
Следует различать внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие и т.д. Среди внутренних можно выделить: познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям. Для формирования постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним. Поставленной цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках.
Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребенка, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов. Перечислим основные стимулы-средства их создания:
1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. Учитель рассказывает о неизвестных, необычных явлениях, помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты;
2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Здесь при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников (на преодоление трудностей построено проблемное обучение.);
3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой (переключению внимания помогают средства наглядности);
4. Получение эстетического наслаждения (может обеспечиваться выбором иллюстраций, текстов и т.д.);
5. Эмоциональное благополучие ребенка в классе (эмоциональное благополучие обеспечивают: индивидуальный подход; самостоятельная работа, самоконтроль; ролевая игра, позволяющая ребенку раскрепоститься, поверить в свои силы; доброжелательное отношение к детям, поощрение.)
Поиск эффективных путей преподавания истории и формирования познавательного интереса на уроках истории ведет к разработке системы преподавания, при которой формирование интереса к истории начинается с простейших игровых моментов в 5-х классах (пропедевтический курс), а к 9-м классам перерастает в осмысленный поиск учащимися с ОВЗ новых материалов и фактов, в способность отстаивать свою точку зрения. Формирование познавательного интереса желательно начать с пятого класса, используя простейшие игровые приемы. Решение кроссвордов и их составление, например, позволяют вызвать заинтересованное усвоение новых понятий. Игра «Вертушка» (3 человека у доски получают от одноклассников вопросы по тексту домашнего задания и отвечают по очереди. Если учащийся не может ответить, то вопрос автоматически переходит соотвечающему. В случае, когда никто из трех учеников не может дать исчерпывающий ответ, то отвечает спросивший ребенок.) позволяет учителю не только проверить домашнее задание, но и добиться от учащихся умения правильно и точно формировать свои вопросы, быть уверенным в том, то малейшие нюансы не останутся без внимания. Учащиеся же получают эмоциональное удовлетворение.
Для заинтересованного запоминания хронологии можно использовать игры: «Часы» (когда перечисляются события без указания даты, а ученику нужно расставить их в хронологической последовательности и назвать дату.) или «Пасьянс», где необходимо правильно соотнести указанные события и даты. Оживить урок, вызвать заинтересованность у учеников и побудить их прочесть дополнительную литературу (научную или художественно-историческую) помогает игра в сыщиков, когда учитель предлагает определить, кто мог бы произнести определенные слова. В пятом классе это могут быть не только исторических деятелей, а, по большей части, слова мифических персонажей. Чтобы участвовать в этой игре, о которой дети предупреждаются заранее, они должны будут прочитать мифы, легенды, детскую историческую энциклопедию. В старших классах предлагаются высказывания политических лидеров, полководцев, деятелей искусств. Казалось бы, данный прием вызывает дополнительную нагрузку, но, привыкнув готовиться по публикациям газет и журналов, по справочной литературе, учащийся воспринимают эту подготовку как нечто не обременительное и естественное, дающее возможность не только заработать хорошие оценки, но и испытывать чувство удовлетворения собой и своими познаниями. Хороший эффект в процессе формирования познавательного интереса дают интервью с историческими персонажами: так в 5 классе можно взять интервью у Гомера («сильный» ученик заранее с помощью учителя готовится к этой роли), в 7 классе проведя интервью с «Федоровым» можно углубить и закрепить интерес учащихся к его личности поставив перед классом познавательную задачу. Вообще содержание и решение познавательных задач увеличивает информированность учебного материала, не создавая перегрузки школьников. С их помощью создается проблемная ситуация, решая которую учащиеся одновременно испытывают удивление, вызванное новизной материала, и эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей, что является, как было оговорено в начале работы, основными средствами формирования устойчивого познавательного интереса.
Наиболее целесообразно использование задач, составленных на основе фрагментов исторических источников: мемуаров, официальных документов, статистических данных. Работа с задачами на уроке дает эффект при соблюдении нескольких условий. Прежде всего, задачи должны обладать информативностью. Подбирая тексты, важно стремиться к тому, чтобы условия задач максимально заменяли изложение материала учителем (или текст учебника). Основу знаний учащихся с ОВЗ в этом случае составят сведения, полученные в ходе поиска, самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Такая деятельность активна, она повышает интерес школьников к изучаемому материалу, позволяет углубить и сделать более прочными их знания. Нужно учитывать, что использование задач принесет пользу лишь тогда, когда они доступны для учащихся по содержанию и форме. Можно использовать познавательные задачи для контроля знаний и умений, что и делается нами на последующих уроках. Общая для всех познавательная задача позволяет нам дифференцировать учебную работу, а итоги ее решения обсудить со всем классом. Применение познавательных задач помогает создавать яркие представления о людях и событиях, что безусловно поддерживает интерес к предмету. Так вот, ведя разговор об Иване Федорове, ставим перед детьми задачу – 1. Дайте оценку деятельности первопечатника, 2. Что нового можно сказать о нем? После этого зачитывается текст задачи. Выслушиваются ответы всех учеников, а затем одному из «сильных» учащихся предлагаем обобщить ответы. Существенную помощь в формировании познавательного интереса оказывает коллективное обсуждение в классе прочитанных историко-литературных произведений и просмотренных фильмов. Оно должно быть связано с повторительно-обобщающими уроками, и лучше проводить их как внеклассные мероприятия, сочетая учебный и внепрограммный материал. Обязательное условие их проведения – соревнование звеньев. Первый раз целесообразно проводить такой урок в 5 классе (пропедевтический курс) после изучения истории Египта. Он требует большой подготовки, ибо это образец, по которому учащиеся с ОВЗ смогут потом готовить такие уроки без помощи учителя. Каждое звено получает следующие задания:
1. Придумать эмблему своей команды, в которой должна рассказываться сущность изучаемого раздела истории, подготовить рассказ по эмблеме (остальные звенья обсуждают и оценивают эмблему).
2. Подготовить инсценировку отрывка из любой книги по истории Египта. Можно даже использовать «книгу для чтения по истории Древнего мира». Перед показом сценки звено ставит по ней вопросы классу (этим осуществляется повторение изученного материала в занимательной форме).
3. Рассказать за 2-3 минуты самый интересный отрывок из книги, который дается не полностью, назвать автора и название книги.
4. По указанным заранее учителем книгам подготовится к викторине «Кто много читает, тот много знает». Вопросы для нее готовят учащиеся и задают их по принципу – «ты мне, я – тебе». Такая викторина выявляет лидеров в чтении, стимулирует чтение, т.к. звено теряет баллы за каждого, не прочитавшего ни одной книги. Дети стараются не подвести звено.
5. Подготовить на конкурс рисунки, поделки, по прочитанной литературе. Это дает возможность проявить себя тем, кто не умеет или стесняется говорить, участвуя в викторине. Так активным участником урока становится каждый ребенок, индивидуальная работа сочетается с коллективной. В итоге побеждает звено, набравшее большое число баллов, а учащиеся получают оценки в журнал. На подобных уроках учащиеся играют активную роль, у них возникает желание больше усвоить и показать свои знания.
В последнее время много внимания уделяется персонификации истории. Поэтому, чтобы без особых затруднений учащиеся могли запомнить имена исторических деятелей в качестве разминки на уроках в течение 2-3 минут можно играть в игру «Мой тезка». Учитель показывает на ученика, и тот называет историческое лицо с таким же как у себя именем. Например, Сережа – Сергий Радонежский, Вова – Владимир Мономах и т.д. Обычно дети включаются в такую игру быстро и с удовольствием, исподволь готовясь к принятию исторической информации. Некоторые задаются вопросом – кого еще так звали. Возникает внутренний интерес к учебе.
Познавательный интерес будет намного устойчивее, если обратиться к опыту учащихся. Газеты сейчас пестрят объявлениями о продаже, по телевидению идет бесконечная реклама. Учащимися это воспринимается как нечто обыденное, знакомое. Поэтому они охотно откликнутся на предложение стать рекламными агентами на один урок. Так в 7 классе можно провести аукцион по теме «Технические изобретения и открытия» (перед «Великими географическими открытиями»). Учащимся в качестве домашнего задания предлагается подготовить рекламу одного из изобретений, а затем «продать» его на уроке. Ученики не только охотно будут работать с материалом учебника, но и привлекут дополнительную литературу и знания родителей.
В формировании познавательного интереса большую помощь могут оказать опережающие задания, такие как составление опорных конспектов на конкурсной основе. Заранее делается объявление, что определенная тема будет изучаться по опорным конспектам (метод Шаталова в математике), а ученикам предлагается дома с помощью дополнительной литературы и родителей составить опорный конспект по теме. На уроке выбирается самый удачный, автор которого поощряется (например, проводит опрос класса по этому конспекту).
Все перечисленные приемы по формированию познавательного интереса применяются и в 8-9 классах, но в этих классах используются уже и уроки-конференции, круглый стол и др., то есть те, которые рассчитаны на большую самоподготовку. Нетрадиционные формы уроков по истории позволяют усилить интерес к обучению. Одна из таких форм – уроки с элементами драматизации. Источником знаний на таких уроках являются драматические сценки, которые готовят и показывают сами учащиеся. В текст вкладывается основной событийный материал. Сначала сценки помогает писать учитель, а затем по увиденному образцу сценки пишут «сильные» ученики. Прием драматизации позволяет воссоздать образ эпохи, а восприятие художественного образа будит воображение детей, вызывает сопереживание, формирует и углубляет интерес к предмету. «Артисты» должны помнить цель своего представления. В сценке должны быть прямая речь и единый сюжет. Хороший эффект дают и ролевые игры. Так в 9 классе при разработке темы «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» можно провести пресс-конференцию, когда несколько сильных учащихся будут играть роль правительства, а остальные – журналистов. Обмен мнениями строится не столько на материале учебника, сколько на основе газетных публикаций. Интерес к предмету формируется и при обращении учащихся с очевидцами. Можно предложить детям взять интервью у очевидца (участника ВОВ, войны в Чеченской республике, у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.). Не стоит забывать, что нельзя сформировать познавательный интерес, не позволяя учащимся высказывать свое мнение. Не все и не всегда могут свободно это сделать. В таких ситуациях помогут минисочинения «Я считаю, что…». Получив возможность поделиться своими мыслями, учащиеся закрепляют свою познавательную активность. Некоторые приемы, вызывающие познавательную активность можно использовать без изменения во всех классах, но следует помнить, что по мере взросления учащиеся с ОВЗ должны получать более сложные задания, чтобы поддерживать некоторое напряжение умственной деятельности, иначе задания будут скучными и интерес к предмету угаснет. В связи с этим в каждом следующем классе появляются новые методы, а старые либо отбрасываются, либо усложняются. Так в 6 классе вместо «Вертушки» рекомендуется использовать игру «5 вопросов – 5 ответов», когда один ученик выходит к доске и получает от одноклассников 5 вопросов по домашнему заданию. За каждый правильный ответ он зарабатывает 1 балл. В 7-8 классе задание еще более усложняются. К доске выходят 2 человека и в течении 10 минут отвечают на все вопросы класса. Класс затем ставит им оценки («Мозговая атака»). Подобным образом усложняется и «Пасьянс». Если в 5-6 классе нужно было только соотнести дату и событие, то теперь еще указать причину события и следствие.
Все сказанное подводит к выводу, что максимальный эффект по формированию познавательного интереса можно достичь, используя в комплексе и игровые моменты и постановку познавательных задач на уроках истории. Данная система работы позволяет более гибко подходить к дифференцированости обучения. Задания, предлагаемые учащимся, имеют такой характер, что сильные учащиеся получают более сложные задания, а слабые – посильное, в итоге работают и те, и другие.
Описанный нами опыт работы возможен для применения в 5-9 классах специальных (коррекционных) и общеобразовательных (инклюзивных) школ, так как не сложен и способствует появлению устойчивого познавательного интереса к предмету и достижению стабильных результатов.

Библиографический список

1.       Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
2.       Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.
3.       Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
4.       Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы областной научно - практической конференции (27января,2009года, г. Борисоглебск). //Составители В.В. Васильев, Ю.В. Кондратова. - Воронеж, 2009-202 с.
5.       Современные методы в современном преподавании. Материалы конференции // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 9.
2020