НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коваленко А.Н. Нестандартное оборудование по сенсомоторному развитию на занятиях физкультурой в ДОУ (из опыта работы воспитателя)

Библиографическое описание:

Коваленко А.Н. Нестандартное оборудование по сенсомоторному развитию на занятиях физкультурой в ДОУ (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

В нашем саду мы решили творчески подойти к организации физкультурных занятий, придумать интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, тем самым обеспечить формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.

Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.

Мы используем на занятиях, по физической культуре, игровые технологии (подвижные игры, игры-эстафеты, сенсомоторные игры, игровые упражнения). Мы способствуем нормализации у детей нервных процессов. Вместе с этим развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат всё это способствует физическому развитию детей.

Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.

Хотелось бы уделить внимание сенсомоторным играм и упражнения с использованием бытовых, бросовых материалов: бельевых прищепок, газет, одноразовых стаканчиков, крышек от пластиковых бутылок и т.д., используемых на занятиях по физической культуре.

Использование в работе по физическому развитию нетрадиционных методов и приемов позволяет увеличить темп в сенсорном развитии детей. Изготовление пособий не требует больших затрат. В результате получается очень яркое привлекающее к себе внимание оборудование. Оно помогает развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание, а также способствует улучшению настроения и двигательной активности дошкольника.

Игры и упражнения проводятся одновременно со всеми детьми или небольшими подгруппами.

Игры с бельевыми прищепками используются для развития мелкой моторики, силы захвата и подвижности пальцев, сенсорного воспитания, совершенствования зрительно-моторной координации. Варианты игр могут быть различными: прицепляем прищепки к различным формам, сделанным из картона, на края различных по размеру и цвету ёмкостей; достаем предметы из воды; подбираем прищепки по цвету, размеру, находим одинаковые и т.д.

Игра с небольшими предметами «Волшебный ящик» является увлекательной и полезной для развития сенсорики, тактильной чувствительности, моторики, мышления, речи, воображения. Предметы, помещаемые в ящик, могут быть тематически подобраны, в данном случае спортивный инвентарь, а также игрушки, геометрические фигуры, животные и т.д., они могут иметь различный размер, вес и фактуру. Ощупывая предмет, дети пытаются его опознать, дать название, описать ощущения от соприкосновения с ним. Отгадать предмет могут и другие дети по описанию одного из них. Также я могу дать задание найти конкретный предмет из тех, что лежат в волшебном ящике. Еще один вариант игры - «Найди пару»: ребенку даю мячик, задача, найти в ящике мяч, который будет точно такой же на ощупь, как и тот, что у него в руке.

Пластиковые стаканчики – не только удобная посуда, но и доступный дидактический материал, который можно использовать для проведения интересных развивающих и подвижных игр.

Есть предметы, на первый взгляд, очень простые, привычные, но играть с ними можно в огромное количество игр.

Работая с детьми, мы сотрудничаем с их родителями: используя любую возможность общения для установления доверительных отношений. Родители нашей группы выступают как равные партнеры в образовательном процессе. Совместно с детьми создают специальные пособия для игр и упражнений с ребенком.

Как показал мой педагогический опыт применение данной нетрадиционной методики у детей дошкольного возраста, правильно подобранные игры и упражнения являются эффективными для развития сенсомоторной сферы на занятиях физкультурой.

У дошкольников поднялся интерес к физкультурным занятиям и увеличилась результативность выполнения.

Литература:

1.Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий. 2006.

2.Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско-торговый дом «Корифей». 2005.

3.Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. – М.: ФиС, 1980.

4.Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
2023