Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шадрова В. Н., Гутенева Н. В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с помощью программно-дидактического комплекта «Речь: плю

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Развитие связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из серьезнейших проблем дошкольной педагогики.
Недоразвитие речи неблагоприятно воздействует на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, мешают овладению знаниями. Особое внимание при этом нужно уделять детям с ограниченными возможностями здоровья. [2]
Малоэффективным оказывается способ исследования, при котором используются общеизвестные методические рекомендации, рассчитанные для нормативно развивающихся дошкольников. Пересказы по аналогии, образцу результата не дают, т.к. дошкольники допускают большое количество ошибок как в последовательности передачи мысли (т.е. логические), так и в оформлении мысли средством языка (т.е. речевые). Перспективным направлением совершенствования процесса логопедического обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья считается внедрение инновационных дидактических игр в занятия по развитию связной речи, а также на других видах логопедических занятий.
 Применение дидактических игр, которые входят в состав программно-дидактического комплект (ПДК) «РЕЧЬ:ПЛЮС» позволит педагогам существенно увеличить эффективность процесса развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также поможет научить детей составлять связные речевые высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме и сочинению рассказа по замыслу, придумыванию нелепиц и небылиц. [5]
Работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами инновационных материалов программно-дидактического комплекта (ПДК) «РЕЧЬ:ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» основной образовательной программы «Вдохновение» была организована по следующим направлениям: составление простых распространенных предложений; обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом; обучение детей составлению описательных рассказов по темам; работа над связной речью с использованием литературных произведений; обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок; составление описательных рассказов по сюжетной картине, по серии картин, из опыта. [5]
Для работы по данным направлениям авторы программы «Вдохновение» предлагают использовать «Речевые кубики». В набор входят 10 мягких кубиков 4 цветов: 3 красных обозначают действующие лица-семья, профессии и фантастические животные; 2 зеленых кубика обозначают предметы, с помощью которых можно передвигаться, т. е. транспорт и волшебные предметы; 2 синих кубика обозначают время, место действия и погоду; 3 желтых кубика-придание выразительности речи, освоение пространственных предлогов, а также выражение и понимание эмоций. Изображения на кубиках подобраны так, что позволяют решать задачи от расширения и активизации словаря, составления словосочетаний, предложений до составления длинных рассказов и формирование представлений о структуре связного высказывания. На начальном этапе можно предложить выбрать любых три кубика и ввести правила: например, кубики должны быть разного цвета. Далее бросить их- это и будет задание. Из этих кубиков нужно составить предложение.
Дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья из-за их особенностей коммуникативно-речевого развития требуется большее участие взрослых в процессе организации игровой деятельности, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Эти дети характеризуются неуступчивостью, что затрудняет коллективную игру, у них наблюдается неустойчивый интерес к игре. Поэтому взрослому следует побуждать ребенка к высказываниям, включающим вопросы, чтобы ребенок захотел спросить или рассказать о чем-либо. [2]
Для развития умений детей составлять описательные рассказов по темам целесообразным будет использование игровых материалов «Речевые поля. Времена года». Они представлены в виде 4 полей, на которых изображены 4 времени года, местность, персонажи и животные. Люди и животные на карточках одни и те же, что позволяет сравнивать и прослеживать изменения, происходящие в разные времена года.
Для работы над связной речью детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием литературных произведений авторы программы разработали «Пазлы-сказки». В комплект входят 28 карточек с изображением русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба». Также альтернативными героями, которых дети могут использовать по своему усмотрению: добавлять в знакомую сказку или придумывать свою, а также есть карточки со знаком вопроса, которые можно использовать для придумывания начала, середины и конца сказки. [1]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что содержание коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи включает в себя формирование средств и навыков речевого общения у дошкольников с ОВЗ с использованием различных форм, методов и приемов. В развитии речевых умений дошкольников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с общепринятыми игровыми технологиями вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик программно-дидактического комплекта «РЕЧЬ:ПЛЮС», который разработали авторы программы «Вдохновение».

Библиографический список

1.                Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу / В.П. Глухов // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 69-76.
2.                Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2012 - 14 с.
3.                Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 2008 - № 8 - С. 63-67.
4.                Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"
5.                Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» /под ред. И.Е.Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

2022