НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Науменко Л. В. Реализация доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» в образовательном процессе детского сада


Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Технология «Утро радостных встреч» позволяет реализовать возможности ребёнка задумывать и выполнять интересные и полезные дела вместе со взрослыми, наравне со взрослыми и даже вполне самостоятельно.
Автором данной технологии является Лидия Васильевна Свирская, кандидат педагогических наук.
Технология «Утро радостных встреч» представляет собой методику организации совместной деятельности взрослых и детей, основанную на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора.
Цель утреннего сбора группы - обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков понимания себя и других, согласование целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Задачи группового сбора:
создать положительный эмоциональный настрой на весь день;
обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
выбрать совместно с детьми тему дня или нового проекта;
развивать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т.п.);
развивать эмпатию;
учить формулировать суждения, отстаивать свою точку зрения;
выбирать из личного опыта наиболее значимые и интересные события, рассказывать о них кратко, но логично;
внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его;
планировать собственную деятельность.
С чего начать подготовку к групповому сбору? С выбора удобного места. Следует выбрать постоянное место, где будет удобно собраться всей группе, где есть возможность размещения материалов, где есть максимальный простор для игры. Здесь располагаем ковер. Можно попросить родителей сшить детям подушечки, тогда сидеть будет удобно, гигиенично и не холодно. Далее согласуем с детьми сигнал, который будет возвещать о начале сбора. Это может быть звук колокольчика, металлофона, музыка или ритмичные хлопки.
Еще одно важное дело – подготовить место для рабочего использования. Это может быть стена, или мольберт, или лепбук. Во время группового сбора можно работать с календарями, информационными листками, рассматривать иллюстрации и все эти материалы должны найти место на «рабочей стене» или «информационном поле».
Групповой сбор имеет определенную структуру. И первым этапом является приветствие (1-3 мин). Педагог здоровается с детьми, говорит, что рад их видеть, делает детям комплименты. Ещё одно подготовительное действие – подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования. Например: «Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Какое у вас настроение? Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица? Кто очень хочет задать вопрос? Существуют официальные приветствия, когда дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени. А также могут быть приветствия от имени героев книги, сказки, мультфильма. Вариантом являются приветствия с предметами. Перебрасываем или перекатываем мячик (надувной шар, клубок). Приветствия с именными карточками. Именные карточки или фотографии (визитки, бейджи) разложены в центре круга. Дети снимают верхнюю карточку и приветствуют человека, указанного на ней.
Приветствия с комплиментом. Каждый ребёнок, приветствуя другого, говорит ему комплимент. Например, «Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая весёлая!» «Привет, Майя, мне очень нравится, как ты рисуешь кота». Необходимо ориентировать детей на те комплименты, которые отражают деятельность детей, что дети делают, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты.
Следующий этап - игра (тренинг, психогимнастика, пение, слушание) 2-5 мин. В зависимости от поставленных задач и возраста воспитанников педагог подбирает личностно-ориентированные игры, этюды, пальчиковые гимнастики, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки для работы с детьми.
Варианты игр:
Игра «Связующая нить» Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.
Игра «Я превращаюсь» развивает речь и фантазию. Необходимо придумать окончание к предложению: «Я превращаюсь в.... Например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в шоколадку и таю на солнышке».
Игра «Хорошо — плохо». Дети обсуждают вместе: мороженое — это хорошо или плохо? Быстро ехать — хорошо или плохо? Сломался лифт... Заболел кто-то... Наступила зима... Ответы могут оказаться различными, и это даёт повод для дальнейшего обсуждения. Такие игры помогают детям раскрепоститься.
Обмен новостями - 2-10 мин
Педагог предлагает поделиться новостями за прошедшее время после последней встречи или выходных. У детей можно спросить: «Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?», «Что бы вы хотели уточнить?», «Что бы вы хотели посоветовать?» «Как бы вы поступили в подобной ситуации? Чем эта новость нам поможет? Что нового мы узнали? Что вас порадовало (огорчило, удивило)? Чтобы этот этап получился эффективным, дети должны быть ознакомлены с правилами общения. Так как высказаться хочется если не всем, то многим, стоит изначально обсудить и ввести правило: «Говорим по одному», или «Внимательно слушаем друг друга», или «Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)». Правило формулируется вместе — детьми и взрослыми и обозначается знаком и вывешивается рядом с тем местом, где проводится групповой сбор.
Теперь некоторые «хитрости». Они помогают предупреждать шум и неудобства. К примеру, до начала группового сбора прикрепите кому-либо из детей знак (бант, медальку), положите шишку в кармашек, положите сердечко под подушку, на которой сидит ребенок. Именно у этих ребят будет право рассказать о своих новостях первыми. Можно использовать прием организации «презентации». Как правило, большинство детей приходит в детский сад с какими-либо игрушками, предметами, сластями. Предлагайте им утром складывать то, что они приносят, в красивую коробку или корзинку, а затем, на утреннем сборе, доставайте предметы по одному и предлагайте владельцам рассказать о том, что и для чего они принесли с собой, как планируют распорядиться этими предметами. Этот приём, помимо стимулирования речи, имеет еще несколько позитивных значений: позволяет детям учиться быть открытыми, искренними и справедливыми.
Далее, прежде чем перейти к планированию организованной образовательной деятельности, к планированию содержания, форм и видов деятельности, необходимо создать проблемную ситуацию. Способы создания проблемы: изменение предметно-пространственной развивающей среды, эффект неожиданности, сюрпризный момент, создание интриги. Формы и методы деятельности педагога: появление сказочного героя, стук в дверь, шум, ситуация за окном, исследовательская деятельность и другое.
Планирование дня (выбор темы дня (проекта), планирование содержания, форм и видов деятельности на весь день (проект); презентация центров активности занимает 5-12 мин. На этом этапе важно составить план образовательной работы педагогов и детей на текущий день или даже на много дней вперёд, научить детей выбирать, планировать, организовывать свою деятельность и деятельность сверстников ежедневно и эффективно.
В составлении плана помогает методика работы с моделью трёх вопросов «План. Дело. Анализ». Воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предполагаемой теме и что сделать, чтобы узнать необходимую информацию. Обращаю ваше внимание, что эти вопросы педагог не пишет на доске задач, а подводит детей к их разрешению в игровой форме. На доске задач располагаются только смайлики и картинки. Все идеи (высказывания) детей обозначаются заранее подготовленными схематическими картинками, если ребенок дает неординарный ответ и такой картинки педагог не подготовил, дети могут их нарисовать сами.
В «модели трёх вопросов» разговор с детьми, например, о домах можно представить в виде таблицы (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель трех вопросов (разговор о домах)
Что мы знаем
Что мы хотим узнать
Что сделать, чтобы узнать
Дома строят люди
для того, чтобы
жить в них

Дома бывают разными

Все строят дома, не только люди

Кто придумал строить дома?

Почему дома в 100
этажей не падают?

Как аисты строят
себе дома

Почему
люди раньше жили
в пещерах?

Спросить у взрослых

Прочитать в энциклопедии

Посмотреть
передачу

Вопросы для детей не доске задач не записываются. Из заполнения «модели трёх вопросов» рождается основа плана — как по содержанию, так и по видам деятельности.
Предварительно педагог наполняет развивающие центры материалами по теме недели, по теме предстоящего проекта, по теме дня. С детьми важно проанализировать, какие же изменения произошли в группе, что нового появилось? Все развивающие центры группы для детей представлены условными обозначениями. Представим такую ситуацию: дети узнали, что 18 ноября – День рождения Деда Мороза. Они захотели узнать об этом как можно больше. Далее педагог предлагает высказывать идеи по поводу того, что можно сделать в развивающих центрах? Например, в центре художественного творчества дети могут предложить изготовить открытки для Деда Мороза, нарисовать Деда Мороза, раскрасить картинки на новогодние темы. В библиотеке – почитать книжки про Деда Мороза, рассмотреть альбом «Какой Дед Мороз бывает в разных странах». В центре конструирования – по схемам или алгоритмам построить терем Деда Мороза, выбрать разные атрибуты для украшения постройки. В центре экспериментирования можно понаблюдать за снегом и льдом, потрогать, сравнить, записать результаты наблюдений. В центре двигательной активности с масками Деда Мороза есть возможность поиграть в игру «Два Мороза».
Далее педагог приглашает выбрать какой-либо центр, отправиться туда и выбрать себе занятие по интересам. Дети обсуждают, обозначают свои предпочтения на стенде «Выбирай-ка», вставляя свои фотографии в нужный центр.
Таким образом, групповой сбор – это место общения и создания хорошего и делового настроения, эффективность которого зависит от творчества педагога.
Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, как и нет жестко закрепленной структуры. И время, и структура сбора зависит от возрастной группы, от целей, от интереса и настроя детей.
Как оценить эффективность развития детей? В этом поможет еще одна форма группового сбора — итоговый сбор. Чем итоговый сбор отличается от группового утреннего? Итоговый сбор проводится после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо Центре активности. Задачи итогового сбора — организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). И ещё одна не менее важная, но скрытая от детей задача — заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят. На итоговый сбор детей собирает все тот же колокольчик (ритмичные хлопки или мелодия). Место проведения — ковёр с подушечками, тот самый, откуда «стартовал» утренний сбор. На итоговый сбор дошкольники приносят из Центров всё то, что они успели сделать — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров — им нужно будет представить то, что они сделали. Вопросы для итогового сбора направлены на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности, на пробуждение рефлексии.
• Кто хочет рассказать о своей работе?
• О чём нам расскажет команда, которая работала в Центре науки?
• Какие трудности ты встретил?
• Что было самое интересное?
• Что из задуманного тебе удалось?
• Что бы ты хотел завершить и когда?
• Что бы ты решил изменить?
• Что легче всего было сделать?
• Какие материалы можно ещё использовать?
• Где её можно поместить (повесить)твою работу?
• Эта работа была для тебя интересна?
• Ты бы посоветовал её выполнить другим детям?
На итоговом сборе каждый ребёнок может испытать чувство удовлетворения — его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.
Оценка общего итога. Педагог сообщает о завершении работы, беседует с детьми о том, что они узнали и сделали. Дети решают, кому они расскажут о своих достижениях.
В работе по технологии группового сбора «Утро радостных встреч» воспитанникам обеспечена свобода планирования самостоятельной деятельности и свобода в самореализации, что позволяет формировать у ребёнка важные личностные черты – ответственность, самостоятельность, умение сотрудничать и т.д.
Совместная деятельность взрослых и детей, по данной технологии, приносит положительные результаты в социокультурном развитии детей, в формировании положительных личностных качеств, а также является положительным опытом партнерского взаимодействия всех участников образовательной деятельности с целью формирования детской инициативы и самостоятельности, а значит и дальнейшей позитивной социализации. Результатом использования в совместной и самостоятельной деятельности технологии группового сбора (утреннего круга) является то, что у детей возрастает потребность в общении и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, повышается коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать проблемы), дети могут планировать свою деятельность, видеть и формулировать цель, подбирать необходимые средства для достижения цели, реализовывать задуманное и оценивать свою деятельность, свой вклад в общее дело.

Библиографический список

1.       Свирская. Лидия Васильевна. Утро радостных встреч: [метод, пособие] / Лидия Свирская. — М.: Издательство «Линка-Пресс, 2010. — 240 с
2.       https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-detskoi-iniciativy-cherez-organizaciyu-grupovogo-sbora-po-tehnologi-l-v-svirskoi-utro-radostnyh-vstrech.html
3.       https://infourok.ru/statya-razvitie-detskoj-iniciativy-v-detskom-sadu-cherez-organizaciyu-gruppovogo-sbora-po-tehnologii-l-v-svirskoj-utro-radostnyh-4588047.html
2021