Библиографическое описание:
Бугаева В.В., Донская Е.А., Сергеева О.В. Технология «Стрисек» в ДОО // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – говорил В.А. Сухомлинский. Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру. В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда дошкольников сложно увлечь чтением, педагоги прибегают к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей к художественной литературе.
Существует много различных современных технологий овладения навыками чтения, но очень мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Поэтому мы задумались над этим вопросом и решили использовать в своей деятельности с детьми такую современную технологию как «Сторисек». С английского языка «Сторисек» - это «Мешок историй». Его разработал англичанин Нейл Гриффитс в Великобритании в 1994 году.
Цель: овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников, разносторонний и разноуровневый подход к чтению детских книг, к «общению» с книгами, не выходя за рамки образовательных целей и задач дошкольного учреждения. Ребенок учится получать удовольствие от книги, от прочитанного, от ожидания действия с книгой, от совместного со взрослым чтения. Сначала технология использовалась для приобщения детей младшего школьного возраста к чтению книг, но она также применима и имеет успех в детском саду. Очевидно, что в дошкольном учреждении воспитываются будущие читатели, а стойкий интереса к книгам в дошкольном возрасте связан напрямую с желанием читать книги в старшем возрасте. Технология «Сторисек» в рамках заявленной цели решает множество задач, а именно:
- чтение хороших книг;
- расширение кругозора;
- пополнение и расширение словарного запаса;
- развитие навыков осмысленного чтения;
- навыков обсуждения художественного произведения;
- социальных навыков;
- стимулирование интереса к книге.
Так что же такое «сторисек» - мешок историй? Это мешок, настоящий, сделанный из любого материала, любой формы. Изначально его можно сшить вместе с детьми или родителями. Есть великое множество вариантов, где как украсить мешок со сказками: можно пуговицами, вышивкой, аппликацией, как подскажет фантазия. Мешок можно заменить чемоданом или красивой коробкой, или, даже, кастрюлей. После этого собираются наполнение, своеобразный комплект: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки или игрушки для кукольного театра, реквизиты, научно-популярная книга, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра - все по теме.
Все это нужно для «оживления» книги. Таким образом, изучается образ главных героев, развивается понимание прочитанной книги. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Работа над Сторисеком – мешком историй проходит в несколько четких этапов.
Подготовительный этап.
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
- книга, соответствующая возрасту детей;
- качественные иллюстрации.
2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта;
4. Разрабатываются литературные игры;
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Этап продвижения.
На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;
Основной этап.
1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций). Основной этап включил в себя работу с художественным произведением и собранными компонентами «Сторисека». Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе. Организовывается диалог до, во время и после прочтения книги. В ходе чтения проигрывается 2-3 литературных игры (д/и по развитию речи).
2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).
Все пособия и материалы, находящиеся в мешке, постепенно достаем, в течение недели (или нескольких дней).
1. Чтение, беседа, вопросы по данному произведению
2. Знакомство с автором и его произведениями.
3. Играем в дидактические игры: «Собери последовательность сказки», «Парные картинки» и пр.
Завершается мероприятие совместной продуктивной деятельностью и театрализацией.
Завершающий этап.
На завершающем этапе работы готовый сторисек презентуется родителям, педагогам, распространяется новая информация.
Готовый «Сторисек» передается в семьи на несколько дней, где дети закрепляли пройденный материал, а также дополняют «Сторисек» новой информацией по теме. Собираются впечатления о книге, о произведении, уточняется запрос детей.
В заключении хочется отметить, что «Сторисек» – уникальный метод в основу которого заложен принцип преемственности и непрерывности воспитательно – образовательного процесса. Не могу не отметить плюсы и минусы данной технологии.
Плюсы:
- Доступность, многофункциональность (позволяет использовать в различных видах деятельности), мобильность, пополнение РППС.
- Работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов. Применение в работе: совместная, самостоятельная, проектная деятельность и индивидуальная работа.
Минусы: переоценка возможностей педагога, перенасыщенность материалом, частота и долговременность (теряется интерес детей).
«Сторисек» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, способствует вовлечению их в общение с книгой, даёт возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая полезное с приятным.
Литература:
1. Лынская М.И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс] / М.И. Лынская. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftinaocenter.ru%2Fdata%2Fattachments%2F6e7f48e7124fb1810.pdf&name=6e7f48e7124fb1810.pdf&lang=ru&c=5757f350920a
2. Мутав, Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] / Л. Мутав // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сборник материалов форума – Режим доступа: http://www.nlr.ru/prof/reader_old/prozam/izd/read.pdf.
3. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.
Бугаева В.В., Донская Е.А., Сергеева О.В. Технология «Стрисек» в ДОО // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – говорил В.А. Сухомлинский. Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его речь и языковую культуру. В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда дошкольников сложно увлечь чтением, педагоги прибегают к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей к художественной литературе.
Существует много различных современных технологий овладения навыками чтения, но очень мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Поэтому мы задумались над этим вопросом и решили использовать в своей деятельности с детьми такую современную технологию как «Сторисек». С английского языка «Сторисек» - это «Мешок историй». Его разработал англичанин Нейл Гриффитс в Великобритании в 1994 году.
Цель: овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников, разносторонний и разноуровневый подход к чтению детских книг, к «общению» с книгами, не выходя за рамки образовательных целей и задач дошкольного учреждения. Ребенок учится получать удовольствие от книги, от прочитанного, от ожидания действия с книгой, от совместного со взрослым чтения. Сначала технология использовалась для приобщения детей младшего школьного возраста к чтению книг, но она также применима и имеет успех в детском саду. Очевидно, что в дошкольном учреждении воспитываются будущие читатели, а стойкий интереса к книгам в дошкольном возрасте связан напрямую с желанием читать книги в старшем возрасте. Технология «Сторисек» в рамках заявленной цели решает множество задач, а именно:
- чтение хороших книг;
- расширение кругозора;
- пополнение и расширение словарного запаса;
- развитие навыков осмысленного чтения;
- навыков обсуждения художественного произведения;
- социальных навыков;
- стимулирование интереса к книге.
Так что же такое «сторисек» - мешок историй? Это мешок, настоящий, сделанный из любого материала, любой формы. Изначально его можно сшить вместе с детьми или родителями. Есть великое множество вариантов, где как украсить мешок со сказками: можно пуговицами, вышивкой, аппликацией, как подскажет фантазия. Мешок можно заменить чемоданом или красивой коробкой, или, даже, кастрюлей. После этого собираются наполнение, своеобразный комплект: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки или игрушки для кукольного театра, реквизиты, научно-популярная книга, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра - все по теме.
Все это нужно для «оживления» книги. Таким образом, изучается образ главных героев, развивается понимание прочитанной книги. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Работа над Сторисеком – мешком историй проходит в несколько четких этапов.
Подготовительный этап.
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
- книга, соответствующая возрасту детей;
- качественные иллюстрации.
2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта;
4. Разрабатываются литературные игры;
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Этап продвижения.
На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;
Основной этап.
1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций). Основной этап включил в себя работу с художественным произведением и собранными компонентами «Сторисека». Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе. Организовывается диалог до, во время и после прочтения книги. В ходе чтения проигрывается 2-3 литературных игры (д/и по развитию речи).
2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).
Все пособия и материалы, находящиеся в мешке, постепенно достаем, в течение недели (или нескольких дней).
1. Чтение, беседа, вопросы по данному произведению
2. Знакомство с автором и его произведениями.
3. Играем в дидактические игры: «Собери последовательность сказки», «Парные картинки» и пр.
Завершается мероприятие совместной продуктивной деятельностью и театрализацией.
Завершающий этап.
На завершающем этапе работы готовый сторисек презентуется родителям, педагогам, распространяется новая информация.
Готовый «Сторисек» передается в семьи на несколько дней, где дети закрепляли пройденный материал, а также дополняют «Сторисек» новой информацией по теме. Собираются впечатления о книге, о произведении, уточняется запрос детей.
В заключении хочется отметить, что «Сторисек» – уникальный метод в основу которого заложен принцип преемственности и непрерывности воспитательно – образовательного процесса. Не могу не отметить плюсы и минусы данной технологии.
Плюсы:
- Доступность, многофункциональность (позволяет использовать в различных видах деятельности), мобильность, пополнение РППС.
- Работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов. Применение в работе: совместная, самостоятельная, проектная деятельность и индивидуальная работа.
Минусы: переоценка возможностей педагога, перенасыщенность материалом, частота и долговременность (теряется интерес детей).
«Сторисек» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, способствует вовлечению их в общение с книгой, даёт возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая полезное с приятным.
Литература:
1. Лынская М.И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс] / М.И. Лынская. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftinaocenter.ru%2Fdata%2Fattachments%2F6e7f48e7124fb1810.pdf&name=6e7f48e7124fb1810.pdf&lang=ru&c=5757f350920a
2. Мутав, Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] / Л. Мутав // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сборник материалов форума – Режим доступа: http://www.nlr.ru/prof/reader_old/prozam/izd/read.pdf.
3. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.