В современных условиях проектно – исследовательская деятельность в музыкальной школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Подготовка проектов – это приоритет уроков музыкальной литературы, соответственно, это возможно в средней и старшей ступени обучения. Проектная деятельность имеет ряд целей. Во – первых, она повышает мотивацию учащихся, во – вторых, развивает творческие способности, в – третьих, формирует ответственность. В детской музыкальной школе № 12 имени П.И. Чайковского проектная деятельность реализуется в разных формах: - проекты, выполненные в качестве подготовки к урокам; - исследовательские проекты во внеурочной деятельности в средних и старших классах; - создание и оценка проектов в рамках Всероссийского конкурса мультимедийных и печатных работ «П.И. Чайковский в зеркале мировой культуры». Начиная со средних классов, учащимся предлагается подготовить презентацию или доклад по изучаемой теме как одно из домашних заданий по музыкальной литературе. Это начальная ступень проектной деятельности. Она показывает заинтересованность учеников, уровень работы с материалами, способность выбирать факты, анализировать информацию. Такие проекты в виде домашних заданий для уроков в большей степени носят характер информационных. Проекты исследовательского плана возможны во внеурочной деятельности. Главной особенностью такого проекта является постановка проблемы и ее исследование, обязательными являются определение цели работы и итоговые выводы. Работа включает несколько этапов: выбор темы, обоснование актуальности, структурирование, поиск литературы, проведение исследования, представление полученного результата. Важным является такой этап, как выбор литературы, поиск информации. Огромное количество виртуальных источников, с одной стороны, радует учащихся и открывает колоссальные возможности, а с другой, несет определенные риски в плане достоверности и надежности. Поэтому в данном аспекте главным критерием является избирательность в выборе ресурсов и, конечно, нельзя забывать о печатных монографиях и сборниках. Современные проекты в школе представлены в разных формах: - печатная работа - презентация - видеосюжет Как показывает практика, наиболее выигрышной является печатная работа. Выступления с докладами могут быть дополнены презентациями, содержащими главные тезисы, аудиофрагменты, элементы визуализации (фото и видео). И в этом случае работа раскрывает заявленную тему всесторонне и подробно. Исследовательские проекты создаются для участия в конкурсах, а также для выступлений на общешкольных конференциях учащихся. Практика проведения подобных конференций стартовала в 2016 году, за это время в школе состоялись три мероприятия: - конференция, посвященная 80 – летию учебного заведения (ноябрь 2016 года); - межрегиональная конференция по итогам Всероссийских конкурсов «П.И. Чайковский в зеркале мировой культуры» (октябрь 2018 года); - конференция «Чайковский. Контексты» (к 180 – летию композитора, март 2020 года). Направленность этих трех конференций отличается. Конференция, приуроченная к 80 – летию школы, носила исторический характер. К участию приглашались ученики всех отделений, которые рассказывали об основателях, о выдающихся преподавателях, о становлении этого отделения, известных выпускниках. Из докладов ребят складывалась общая ретроспектива школьных событий, галерея имен. Межрегиональная конференция в рамках Всероссийского конкурса «П.И. Чайковский в зеркале мировой культуры» включала, наряду с выступлениями лауреатов из других городов, презентации конкурсных проектов учащимися школы. Конференция «Чайковский. Контексты» была посвящена 180 – летию со дня рождения композитора. В круг заявленных тем входили как доклады о творчестве Чайковского («Премьерные постановки опер Чайковского»), так и доклады, предполагающие изучение культурного окружения, как, например, Чайковский и Чехов, Чайковский и Григ. Успешное представление проектов на локальных школьных мероприятиях стало первым шагом, вселило в авторов определенную уверенность, далее следовало участие во всероссийских и международных конкурсах. Следует отметить, что создание печатных работ невозможно на групповых занятиях по музыкальной литературе. Необходимы индивидуальные уроки с преподавателем во внеурочное время. В отличие от уроков специальности, где преподаватель может подготовить конкурсную программу в рамках основного времени, выполнение теоретических работ в школе всегда имеет такую специфику. Создание проекта – это первый шаг, следующий – его представление. Как было сказано выше, очные выступления практикуются на школьных конференциях. В настоящее время учащиеся также могут отправить свои исследовательские проекты на всевозможные конкурсы, в которых предполагается заочное участие. Разумеется, эти мероприятия развивают кругозор, дают возможность объективно оценить свои силы. Такой платформой в нашей школе является Всероссийский конкурс мультимедийных и печатных работ «П.И. Чайковский в зеркале мировой культуры», существующий с 2015 года. На данный конкурс принимаются работы по предметам музыкально – теоретического цикла, прежде всего, «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «История искусств». Одной из главных задач конкурса было привлечение учащихся к исследовательской деятельности, к всестороннему изучению и раскрытию выбранной темы, развитие аналитического мышления, способности обобщать и делать выводы. Свои умения конкурсанты проявляют в различных жанрах: кто – то в создании красочных презентаций и видеосюжетов, кто – то в написании печатных работ. Это конкурс не только для учащихся. Проекты в номинациях «Презентация», «Видеосюжет» и «Печатная работа» присылают и дети, и преподаватели, причем, не только музыкальных школ, но и колледжей. Форма проведения - заочная. География заявок широкая, за пять лет существования мероприятия поступили работы из образовательных учреждений Центрального региона, Поволжья, Урала и Сибири, а крайними точками стали школы Калининграда и Сахалина. Всего жюри рассмотрело 387 работ. Этим фактом подтверждается, что конкурс востребован. Наибольшую популярность приобрела номинация «Презентация». В основном презентации имеют больше информативный и описательный характер, но встречаются и глубокие, аналитические проекты. Тематика конкурсных работ расширяется с каждым новым конкурсом. На первом плане - все, что связано с творчеством Чайковского, это обширная и многогранная тема. Но также это и эпоха композитора, современники, творческое окружение. Отдельный пласт работ посвящен вопросам взаимосвязи музыки и других видов искусств. В VI конкурс включена краеведческая номинация – «Чайковский в культуре родного края». Главными целями конкурса являлись развитие проектной деятельности в музыкальной школе, привлечение учащихся к аналитической работе, формирование навыков создания исследования на заданную тему. Этот вид работы раскрывает совершенно неизвестные способности учащихся, а для преподавателей является фактором, повышающим качество образовательной деятельности. Проектно – исследовательская деятельность в школе существует на разных уровнях и может быть представлена разными формами. Итоговая цель при создании любого проекта – выступление на конференции или участие в конкурсе. В школе для этого организуются тематические конференции, с удачными работами ученики могут принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Реализация проектов предполагается в средних и старших классах. Необходима заинтересованность, мотивированность учащегося, его собственное стремление к исследовательскому процессу. Формирование проектно – исследовательской культуры раскрывает потенциал как урочной, так и внеурочной деятельности. Работа над проектом создает исследовательскую позицию автора, личностное отношение к поставленным проблемам.