НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шешегова Н.М. Организация летней оздоровительной работы в ДОУ с учетом ФГОС ДО


Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития.
Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, ведь предоставляются большие возможности для закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие процедуры.
Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Федеральный государственный стандарт не даёт летнему оздоровительному периоду особый статус, значит, организация работы по образовательным областям не прекращается.
Принцип ФГОС —« построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» открывает широчайшие возможности для работы с детскими интересами. Увидеть интерес, поддержать детскую инициативу в любом виде деятельности — это и есть работа педагога, а в летний период особенно.
Целями работы на летний оздоровительный период обязательно становятся:
• Укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий.
• Создание оптимальных условий для летнего отдыха, оздоровления детей и игровой деятельности в группе и на прогулке.
• Предупреждение детского травматизма через организацию разнообразных форм деятельности.
• Увеличение двигательной активности детей на воздухе.
• Осуществление комплекса закаливающих процедур, максимально используя природный фактор.
• Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, родителей к проведению физкультурно-оздоровительных, познавательных, творческих мероприятий в ДОУ.
• Поддержание тесной связи с родителями, привлечение их к участию в развлекательных мероприятиях, закаливающих процедурах.
Оздоровительная работа в ДОУ строится на основании следующих принципов:
• Систематическое использование физкультурно-оздоровительных, закаливающих технологий.
• Учёт индивидуальных особенностей детей и запросов родителей.
• Положительный эмоциональный настрой ребёнка.
• Доступность используемых технологий.
Огромное значение уделяется физическому развитию. Для решения основной задачи летнего оздоровительного периода ежедневно проводится система закаливания, разнообразные подвижные игры с правилами, организовываются спортивные игры, состязания, разнообразные физкультурные праздники и проводится большая индивидуальная работа по совершенствованию навыков развития основных движений.
Лето – благоприятный период для экологического воспитания и экспериментальной деятельности.
Для этого проводятся наблюдения (за явлениями живой и не живой природы), труд в природе, обсуждение увиденного, построение взаимосвязей в природе. В старшем дошкольном возрасте можно составлять схемы роста и развития растений. На фоне совместной деятельности детей и взрослых труд в природе становится не повинностью, а интереснейшим время провождением. Создаются альбомы наблюдений, коллекции открыток, картинок, рисунков, которые можно использовать далее, как материал к дидактическим играм, по комплектованию изображений по обозначенному признаку. Ценным является использование моделирования, решение проблемных ситуаций.
Проводятся доступные детям опыты с водой, воздухом, песком и другие.
Дать ребёнку шанс узнать самому что — то особо важное, пройти путь
познания самостоятельно, значит открыть дорогу своему интеллектуальному
развитию, это огромный шаг к самостоятельности и успешному обучению в школе.
Активно реализуются задачи по познавательному развитию (формирование основ безопасности). Дети изучают правила дорожного движения, правила оказания первой помощи в различных жизненных ситуациях, правила поведения на воде, при пожаре и т.д.
Необходимо проводить работу и по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, природного, бросового материала). В старших группах часто используются коллективные работы. Развитие воображения и творческих способностей, с помощью, окружающей детей действительности — важный шаг к видению, пониманию прекрасного и возможность выразить свои эмоции, впечатления через творческую деятельность.
Именно в летний период можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности: «Граттаж»; «Ладоневая и пальцевая живопись»; «Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»; «Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»; «Кляксография»; «Волшебные нити».
Невозможно оставить без внимания такой вид деятельности как восприятие художественной литературы. Тематически правильно подобранные художественные произведения позволяют расширить представления детей об окружающем их мире, загадках древностей. Книга – важное средство для совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Грамотное планирование воспитательно-образовательного процесса в
летний период является основным моментом в работе дошкольного
учреждения, и позволяет рационально и планово использовать все
виды детской деятельности для решения оздоровительных задач.
Календарный план педагога должен включать в себя ежедневно как
самостоятельную, так и совместную деятельность детей. В планах
воспитателя должны быть отражены все виды детской деятельности:
игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная (рисование,
лепка, аппликация), конструктивная, коммуникативная, самообслуживание и
элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы,
двигательная и музыкальная (ФГОС ДО).
План летней оздоровительной работы в ДОУ включает в себя работу с
родителями. Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс
приобретения гигиенических привычек.
Составляя план на лето, лучше использовать тематическое планирование. Каждая неделя имеет свою тему. Это позволит разнообразить деятельность детей, не упустить вопросы безопасности дошкольников, отобразить работу с родителями в соответствии с темой.

Особенности летнего периода

·          В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку.
·          Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице.
·          При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе.
·          Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения.
·          Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой.
·          Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями).
ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка.
В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка
сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем организма может привести к
серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды
двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.

Использованные источники

1. Агапова И.А. Физкультурно-оздоровительная работы в ДОУ. – Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008, N 7, с. 21
2. В.П. Богородская Организация воспитательно-образовательной работы в
летний период с учётом ФГТ; журнал «Старший воспитатель №5, 2013г
3. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. М.,
2007
4.Фадеева Т.В. Подготовка к работе ДОУ в летний период. - Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007, N 3, с. 50.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2019