Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Линникова Л.Н. Профессиональное становление студентов во время прохождения педагогической практики

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Процесс профессионального становления студентов - будущих воспитателей в педагогических учебных заведениях немыслим без учебной педагогической практики. Подчеркивая ее важность, известный педагог П.П. Блонский писал, что "Педагогике невозможно научить книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая".
Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии воспитателя. Ведь его положение во время практики характеризуется известной двойственностью: он является участником двух видов деятельности - учебной и профессиональной, выступает объектом (в учебной) и субъектом (в профессиональной), воспроизводящей (в учебной) и творческой (в профессиональной), ведущей (учебной) и вспомогательной (профессиональной). Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики, осложняется и тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства осуществления (цель, мотив, средства, контроль, оценка). В период практики, когда студенты входят в новую социальную роль, непосредственно знакомятся с профессионально-педагогической деятельностью, очень важно внушить им мысль о том, что "творчество - это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристика". Сформировать у них установку в каждом конкретном случае дошкольной жизни выходить за рамки нормативной деятельности и осуществлять поиск нетрадиционных способов решения учебно-воспитательных проблем. В реальной педагогической практике методисты, а тем более студенты, сталкиваются с двумя трудностями принципиального характера. Первая связана с интеграцией знаний из различных предметных блоков (культурологических, психолого-педагогических, предметных) при решении конкретной педагогической задачи. К примеру, разработать педагогические меры преодоления в адаптации дошкольника невозможно без знания ее физиологических, психологических и педагогических причин. Поэтому при решении данной проблемы студенты должны уметь интегрировать знания из указанных областей научного знания. Как правило, подобная интеграция связана для них с большими трудностями, являющимися следствием несовершенства педагогического образования. Дело в том, что традиционная предметная система педагогического образования как бы разрывает единый учебно-воспитательный процесс на части, что препятствует формированию целостного представления о процессе формирования личности ребенка. Вторая трудность связана с переводом теоретического знания в плоскость решения педагогических проблем. Вряд ли стоит надеяться, что студенты, усвоив теоретические знания на лекциях и семинарах, завтра, находясь в детском саду, станут переводить их на язык практических действий. На самом деле так не происходит, ибо перевод теоретических знаний на язык практических действий не является непосредственным.
Для формирования способности применять теоретические знания при решении практических проблем необходимо в содержании обучения предусмотреть все основные виды деятельности, необходимые для работы с данными знаниями. Как утверждают специалисты, весь "процесс профессионального становления будущего воспитателя должен по возможности моделировать структуру педагогической деятельности". Речь, таким образом, идет о том, чтобы придать процессу обучения в педагогическом учебном заведении практикоориентированный характер, увязывать усваиваемые знания с реальными проблемами дошкольного учреждения, чтобы студенты теоретические знания воспринимали через призму практических проблем. К сожалению, этого почти не происходит, и студенты, имея в целом хорошие теоретические знания в области педагогики, психологии, методики, испытывают серьезные трудности при их применении в учебно-воспитательном процессе. Переход от теоретического обучения к практическому в процессе осуществления педагогической деятельности, взгляд на работу педагога и детского сада, что называется, "изнутри", способны внести определенные коррективы в первоначальные представления о профессии воспитателя. Многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наблюдения за их работой в детском саду, анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод: в педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего воспитателя. К числу таких факторов можно отнести слабую уверенность студента в своих силах; сильную привязанность к определенным схемам; установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса; опасение контроля со стороны методиста по педагогической практике, учителя-предметника, однокурсников, боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно, состояние повышенной тревожности; чрезмерно сильная концентрация внимания на себе, своих переживаниях, интересах и т.д. Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора - стать воспитателем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле - воспитанию человека.
Одной из ключевых проблем подготовки специалиста нового типа является проблема формирования соответствующих профессиональных компетенций у студентов педагогических колледжей.
Работодателю, производству, нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это зависит от полученных в стенах учебного заведения компетенций, т.е. новых качественных образований, основанных на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены в процессе учения. Компетенция показывает связь между формированием знаний и профессиональной деятельностью, и связана с деятельностным результатом.
Социальная компетенция является ключевой, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в социуме и является целостным результатом профессионального образования. Огромное значение в формировании социальной компетенции имеет практика.
Практика является обязательным разделом и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Особые требования предъявляются к практическим навыкам взаимодействия с детьми, коллегами, родителями. В соответствии с Государственным образовательным стандартом выпускники педагогического колледжа, обучающиеся по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» должны иметь следующий практический опыт:
·           планирование различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
·           организация и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
·           организация различных видов трудовой, продуктивной деятельности дошкольников, общения в повседневной жизни и различных видах деятельности;
·           организация и участие в подготовке и проведении праздников, развлечений в образовательном учреждении;
·           наблюдение и анализ игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей;
·           наблюдение за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
·           оценка продуктов детской деятельности;
·           разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
·           взаимодействие с родителями.
Цели и задачи, программы практики, формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Учебная практика проводится в учебных аудиториях, производственная - проводится в дошкольных образовательных организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Производственной практике предшествует учебная практика, где студенты вырабатывают практические умения планирования и организацию проведения различных видов деятельности и общения детей по данным направлениям. При этом моделируются ситуации, с которыми студентам реально придется сталкиваться в ходе производственной практики.
Огромное значение в становлении профессиональных компетенций будущих педагогов имеет организация конференций по итогам производственной практики, где студенты осмысливают приобретенный практический опыт и представляют его студентам младших курсов, которым производственная практика только предстоит в будущем.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих дошкольных организаций.

Библиографический список

1. «Качество практики студентов как проблема профессионализма педагога» Валихановские чтения – 9: Сб. материалов междунар. науч.- прак. конф. - Кокшетау: Изд-во КГУ, 2004. т.III. - С. 207-211.
2. Омар Б. С. «Активные методы обучения педагогов в дошкольной организации» Республиканский педагогический журнал: «Дошкольное воспитание и обучение» № 6, 2012
3. Тирская И. А. «Самообразование педагога». Журнал «Справочник руководителя дошкольной организации» № 8, 2012
2019