Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Шабельник Е. Н. Путешествие в страну АльтернативА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Цель: Создание условий для формирования интереса детей к занятиям вокальным творчеством.
Задачи: Познакомить детей с основными разделами дополнительной общеобразовательной программы. Развивать эмоциональную сферу учащихся. Установить добрые взаимоотношения в группе, сплотить коллектив.
Оборудование и материалы: Вокальная студия, звуковоспроизводящее оборудование, компьютер, проектор, мольберт или магнитная доска, магниты, маркер.
Возраст детей: 8-10 лет
Форма организации учебного занятия: игра-путешествие.
Приемы: диалог, сообщение информации, игра.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Евгений Николаевич, я педагог дополнительного образования по вокалу.
Сегодня, я хочу пригласить вас совершить увлекательное путешествие в волшебную страну вокального искусства. Этой удивительной стране всего 12 лет. В ней живут девочки и мальчики, которые учатся петь. Учиться им не нудно и не трудно, а весело и чудно. И называется она «Альтернатива». Ребята, а кто-нибудь знает, что означает столь яркое слово? (Ответы детей).
Педагог: Альтернатива – это возможность выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений.
Педагог: Сейчас мы отправимся в удивительное виртуальное путешествие по величественным замкам музыкальной страны. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои ее населяют, какие тайны, и загадки она в себе таит. Я уверен, что если вы побываете в нашей стране, то уже никогда не захотите ее покинуть. Давайте возьмем с собой светлую улыбку и любовь друг к другу, жажду знаний и уверенность в том, что творчество – это сила.
Педагог: Но сначала обратите внимание на то, что у каждого на стуле висит нотка – медалька. Возьмите ее, впишите в нее свое имя и повесьте на шею (Дети выполняют задание).
Педагог: Я уже вижу интерес в ваших глазах, поэтому отправляемся незамедлительно!
(Педагог обращает внимание детей на экран, на который проецируется изображение красочной карты страны «Альтернатива»).
Как видите, в нашу страну есть вход и есть выход. Правит ею могущественный скрипичный ключ, который открывает все двери в каждом из замков всем желающим в них войти.
Что же нас ждет в самом первом замке?
(Возможные варианты ответов детей: нотки).
Правильно! Музыкальная грамота! Ведь, чтобы свободно общаться с музыкой, нужно знать ее язык. Ребята! А кто-нибудь уже знает названия нот? Сколько их всего?
(Дети дают ответы).
Я вижу, что многие из вас уже знакомы с музыкальной грамотой. А посетив самый первый замок, вы научитесь не только писать ноты, но и петь простые упражнения и даже сочинять песенки.
Во втором замке мы научимся правильно слушать музыку. Ведь, чтобы научиться красиво петь, нужно уметь и слушать! А каких великих и известных композиторов вы знаете?
(Ответы детей).
А какие произведения они написали?
(ответы детей).
Хорошо! Побывав во втором замке, вы узнаете имена знаменитых композиторов, познакомитесь с их произведениями, узнаете различные виды музыки.
В третьем замке вас ожидает народная песня. Без знания своих истоков мы просто не сможем двигаться дальше. Скажите, какой известный коллектив в нашем крае исполняет народные песни?
(Ответы детей).
Правильно! Государственный Кубанский казачий хор. А какая их песня стала Гимном нашего края?
(Ответы детей).
Правильно! «Ты Кубань – ты наша Родина!» Здесь мы с вами изучим творчество кубанских казаков, культуру нашего края, познакомимся с композиторами Кубани и, конечно, научимся петь народные песни.
В следующем замке вас ждут известные песни, которые пели не только ваши родители, но даже ваши дедушки и бабушки. Они стали общепризнанной классикой нашей эпохи. Ребята! А вам знакома песня «С чего начинается Родина»?
(Возможные варианты ответов детей).
Это одна из известных песен прошедшей эпохи.
(Если песня знакома детям, поем первый куплет).
После посещения четвертого замка, вы узнаете, что такое классический вокал и познакомитесь с творчеством знаменитых композиторов и авторов советской эпохи.
В последнем, самом большом дворце, вы задержитесь надолго, потому что вашим окружением станет современная детская песня. Мы с вами научимся петь с различными видами интонации, овладеем сценическим мастерством, изучим творчество современных детских авторов таких, как Ж. Колмагорова, А. Петряшева, А. Ермолов, и поучаствуем в различных вокальных конкурсах, доказав тем самым, что мы – состоявшиеся вокалисты.
Судя по блеску в ваших глазах, вы хотите задержаться в стране «Альтернатива»! Давайте еще раз пройдемся по ней, но только с веселой песней!
Песня «Вместе весело шагать».
(Учитывая, что уровень подготовки детей неизвестен, используется плюсовая фонограмма с приглушенным соло-вокалом. На экране демонстрируется текст песни).
Педагог: Скажите, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
Педагог: Вы хотите остаться в этой стране?
Дети: Да, хотим!
Педагог: Тогда, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
(Используется презентация со слайдами – подсказками. Одному из детей предлагается вписывать отгаданные слова в кроссворд на доске).
1.       Музыка для шествия военных, физкультурников (Марш).
2.       Название ноты (Соль)
3.       Название ноты, расположенной между второй и третьей линейками (Ля).
4.       Сочинитель музыки (Композитор).
5.       Название ноты, расположенной на первой добавочной линейке (До).
6.       Вокальная исполнительница (Певица).
7.       Поющая, кочующая народность (Цыгане).

Педагог: «Ребята, вы молодцы», - говорит вам волшебная страна «Альтернатива»!
Педагог: Дорогие ребята! Мне очень понравилось с вами работать! А на прощание я хочу узнать ваши впечатления о занятии. Есть такие слова «напрасно», «не напрасно» и «прекрасно». Вам понятен их смысл? (ответы).
Я буду называть слово, и если оно соответствует вашим впечатлениям от занятия, хлопайте в ладоши, и я вас пойму!
(Педагог подводит итог).
Дорогие ребята, я рад, что наше занятие было не напрасно и прекрасно, спасибо за сотрудничество, до свидания!

Литература

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Люкс, 2005. - 671с.
2. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с.
3.Деркунская В.А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
4. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М., 1972.
5.Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей/ Т.Н. Образцова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», ООО «Этрол», ООО «Гама Пресс 2000», 2005. - 277с.
2022