Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf
Аннотация. Статья посвящена организации внеурочной деятельности в рамках изучения предмета географии в средней школе на примере учебно-познавательного курса «Страноведение» по авторской программе. Рассматриваются принципы организации курса, этапы изучения отдельных стран. Предлагаются к вниманию современные методы изучения и исследования географических объектов, акцентируется внимание на использование электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР) в реализации программы курса, также представлены все ссылки на используемые ресурсы. Реализация программы курса «Страноведение» показана на примере изучения одной из тем по «Корееведению», показаны методы исследовательской деятельности школьников на подготовительном этапе, где учащиеся используют следующие методы: подбор и поиск необходимых источников информации, проведение анализа полученной информации с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, сравнение, обобщение, классификация объектов Всемирного наследия России и Кореи, в частности исторических монолитов-дольменов и вулканического острова Чеджудо.
Ключевые слова и фразы: методы исследовательской деятельности, учебно-познавательный курс, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, СНИТ (средства новых информационных технологий), объекты Всемирного наследия, каменные монолиты-дольмены, вулканический остров Чеджудо.
Korobkova O.V. Geography teacher of the first qualification category
MBOU "School No. 156", Kazan,Russia
Annotation. The article is devoted to the organization of extracurricular activities within the framework of studying the subject of geography in the secondary school on the example of the educational and cognitive course "Country studies" according to the author's program. The principles of the organization of the course, the stages of studying individual countries are examined. Modern methods of studying and exploring geographic objects are offered to attention, emphasis is placed on the use of electronic and digital educational resources (ESM and CDR) in the implementation of the course program, as well as all references to the resources used. The implementation of the program of the "Country Studies" course is shown on the example of studying one of the topics on "Korean Studies", showing the methods of research activity of schoolchildren at the preparatory stage, where students use the following methods: selection and search of necessary sources of information, analysis of information obtained using information and communication tools technologies, comparison, generalization, classification of World Heritage sites of Russia and Korea, in particular historical monoliths-dolmens and volcanic Jeju Island.
Key words and phrases: methods of research activity, educational-cognitive course, electronic educational resources, digital educational resources, SNIT (means of new information technologies), World Heritage sites, stone monoliths-dolmens, volcanic island of Jeju.
Внеурочная деятельность по географии -это изучение географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы. Такая работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах, в большей степени основывается на самостоятельной работе учащихся во внеурочное время.
Аспекты внеурочной деятельности обстоятельно рассмотрены в книге Л.В.. Байбородовой[1].
Хотела бы поделиться своим педагогическим опытом в области организации внеурочной деятельности в школе. Работая в средней общеобразовательной школе учителем географии, преследую следующие задачи: улучшение мотивации к географии как учебной дисциплине, формирование интереса к области географии в целом, формирование поисковой активности учащихся, с учетом их индивидуальных способностей, выработка устойчивого интереса к пополнению знаний, обучение учащихся самостоятельно находить и пользоваться различными источниками географической информации, развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков применение географических знаний на практике, расширение пространственного кругозора современного будущего выпускника. Переход на новые образовательные стандарты обязывает педагога в основе обучения использовать системно-деятельный поход, ориентированный на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. География-предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. В рамках реализации поставленных задач мною была составлена программа курса «Страноведение» для применения во внеурочной деятельности по географии. Была проведена предварительная работа по организации группы для прохождения курса «Страноведение» из учащихся 7-9 классов, проявляющих познавательный интерес на уроках географии. Наиболее заинтересованные и успешные курсанты представляют команду школы на районных, городских и республиканских мероприятиях в области географии, геологии и экологии. При прохождении курса «Страноведение» ребята получают новые знания о разных странах, интересные факты из истории и современности этих стран. В связи с тем, что на 17 сессии Генеральной Конференции ООН была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Целью которой было определение, защита и сохранение объектов Всемирного наследия, имеющих универсальную ценность для всего человечества на наших занятиях мы обязательно останавливаемся на подробном изучении объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На уроках обобщения и развивающего контроля, а также во внеурочной деятельности я активно применяю электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР и ЦОР).
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представляется принципиальной, поскольку цифровые технологии – всего лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая, в настоящее время специалистами активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы – название более общее, характеризующее целую область технологии. Чаще всего электронные пособия рассматривают лишь как альтернативный носитель информации, удобство которого лишь в увеличении объема хранимых данных. Однако подобный подход абсолютно не реализует возможности современных информационных технологий, не учитывает их специфические функции. Среди перспективных достижений средств обучения, реализуемых при помощи СНИТ (средства новых информационных технологий), не только предъявление огромных объемов информации на одном носителе, но и возможность изменять вид и структуру материала, выбор самостоятельной траектории изучения темы, интерактивность как возможность «диалоговых» режимов взаимодействия с информацией.
Появление таких средств обучения, где заложены широкие возможности использования новых технологий (мультимедиа), приводит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон средств обучения, что диктует многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий, и это наилучшим образом отражает реализацию одной из задач федеральных образовательных стандартов второго поколения. Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием информационных технологий. Появление компьютерной техники, интерактивных средств обучения, новейших средств воспроизведения с цифровых носителей, развитие сети Интернет, в том числе наличие прямого доступа к Интернет в образовательных учреждениях, сильно изменило и требования к разработке современных средств обучения. В частности, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет в 2006–2007 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» потребовало ускорить пополнение образовательных Интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. [7].
Типы ЭОР. Характеризуя современную систему средств обучения, хотелось бы отметить возникновение новых компонентов, связанных с развитием информационных технологий. Это электронные образовательные ресурсы (комплексы) так называемой модульной архитектуры – система взаимосвязанных модулей-уроков по разным предметам, внеурочной деятельности, объединяемая единым информационно- программным обеспечением (мульмедиаплеер – «проигрыватель ресурсов»).
Коллекции ЦОР – цифровых образовательных ресурсов – представлены к настоящему времени на различных сайтах. Коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР: В коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлены локальные разработки циклов занятий практически по всем предметам. Сайт ФЦИОР предоставляет доступ к перечню (каталогу) электронных образовательных ресурсов различного типа, объединяемых за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. Поддержка данной коллекции ЭОР направлена на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На сайте представлены: по основному общему образованию – 10 040 ЭОР, по среднему (полному) общему образованию – 5 938 ЭОР.
Представленные на сайте ФЦИОР средства обучения делятся на следующие типы: электронные учебные модули открытых мультимедиа систем; электронные учебные модули виртуальных коллективных сред; ЭОР на локальных носителях; сетевые текстографические ЭОР; ЭОР на базе динамических электронных технологий.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов содержится на сайте http://schoolcollection.edu.ru.
В последнее время стали активно использовать открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные Основными проблемами, не позволившими создать систему средств обучения, стали: несогласованность учебных программ, фрагментарность разработанных ЭОР, несоответствие отдельных модулей требованиям дидактики и педагогической эргономики. Электронные учебные модули были созданы по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиапродукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС - плеер. При разработке данных ЭОР решались следующие предметные задачи: 1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на материале данного учебного предмета; 2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, способности определять собственную позицию по отношению к реальности, осмысленно формулировать собственные суждения и самостоятельно делать выводы; 3) формирование целостного представления о сущности, характерных чертах и особенностях области предметного изучения; 4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа предметной информации; 5) формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки явлений и событий, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Помимо перечисленных общепредметных задач, электронные образовательные ресурсы (модули) позволяли решить следующие задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса: 4 1) способствовать решению проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально- насыщенную познавательную деятельность, организуемую на базе мульти- медиатехнологий; 2) дать возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям, с учетом личных склонностей и уровня интеллектуального развития обучающихся; 3) в значительной мере решить проблему обеспечения наглядности в преподавании конкретного учебного предмета; 4) дать школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки; 5) открыть новые возможности для использования проверки знаний, мониторинга образовательных процессов, реализации дистанционных форм обучения. Проект «Развитие и поддержка Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» в системе ОМС реализован на базе Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Работы по формированию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов осуществлялись с марта 2005 г.
Хотела бы остановить внимание на одном из блоков курса «Страноведение»- «Корееведение».
Работа над блоком проходит в несколько этапов:
1. Предварительно учитель просматривает материал про Корею, выделяет главные аспекты изучения, просматривает современные источники информации, готовит для ребят видео-фрагмент или документальный фильм, позволяющий смотивировать ребят и наглядно увидеть объекты для дальнейшее изучения страны.
2. Второй этап – подготовительный, и в свою очередь состоит из двух шагов. Первый заключается в самостоятельном подборе учащимися информативных источников (ЭОР, ЦОР, другие мульимедеа ресурсы, текстовые источники, справочная информация, журналы, открытки, книги, презентации.) Второй шаг - самостоятельное изучение (онлайн-треккинг) и использование элементов исследовательской деятельности: анализ, сравнение, обобщение, типология, классификация, наблюдение за выбранными объектами при помощи электронных и цифровых ресурсов и наконец генерирование собственных идей и гипотез.
3. Трети этап - основной. Организация «круглого стола» и презентация Кореи.
4. Четвертый этап - заключительный. Подведение итогов проделанной работы, оценивание работы каждого участника группы, поощрение или награждение отличившихся. Озвучивание темы для следующего блока.
В ходе изучения блока «Корееведение» были рассмотрены следующие темы: географическое положение, природные условия и ресурсы Кореи, история, экономика Кореи, население и обычаи, современное образование в Корее, Объекты Всемирного наследия «Юнеско».
Наиболее подробно курсантами были изучены одиннадцать объектов Всемерного наследия Кореи. Южная Корея имеет 12 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО: Монастырь Хэинса, Святилище Чонмё, Пещерный храм Соккурам, Дворцовый комплекс Чхандоккун, Крепость Хвасон, Исторические территории Кёнджу, Вулканический остров Чеджудо с его лавовыми туннелями, Гробницы правителей династии Чосон, Этнографические деревни-музеи: Хахве и Яндон, Намхансансон, Историческая область королевства Пэкче, Дольмены. [9].
Особый интерес у ребят был вызван темой каменных монолитов-дольменов и самым большим и красивым вулканическим островом Чеджудо.
Дольмены Кореи.
В декабре 2000 года на 24 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (Кернс, Австралия) было принято решение о признании дольменов Кореи: Гочанг, Хвасун и Кангхва объектами Всемирного наследия. Дольмены, по-корейски - Гоиндоль. Дольмены широко распространены на многих континентах, но большая их концентрация наблюдается именно В Северо-Восточной Азии, на Корейском полуострове: в Северной-15000 мегалитов и 26000 мегалитов в Южной Корее. Эта цифра ошеломляет. Итак 40% всех дольменов земного шара находятся именно в Южной Корее! Время появления этих гигантов-10-15 в.в. до н.э. в эпоху Бронзового века. Это период в истории Кореи соответствует появлению на Корейском полуострове первого классового государства-Древний Чосон. Дольмены хорошо демонстрируют культуру первого государства и по своему внешнему виду дольмены распределяются по внешнему виду на два типа северный (виде стола) и южный(в виде доски).
На сегодняшний день Всемимирный комитет ЮНЕСКО зарегистрировал в качестве объектов Всемирного наследия 1 122 дольмена Республики Корея, из них 442 находятся в районе Гочанг, 560 – в районе Хвасун и 120 в районе Кангхва.
При проведении сравнительного анализа дольменов Кореи самыми крупными мегалитами были выявлены дольмены Хвасун в долине реки Ёнсангван. Их вес превышает 100 тонн, дольмен под названием Скала Пингме весит целых 280 тонн и является самым крупным в Мире!
Однако из 40 000 дольменов, расположенных на Корейском полуострове лишь небольшая часть была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хотелось бы надеяться, что история происхождения и культура дольменов Корейского полуострова будут известны и станут интересны многим жителям нашей планеты, так как эти гигантские монолиты хранят тысячелетнюю историю человеческой цивилизации и по праву являются всемирным культурным наследием.
Все объекты Всемирного наследия богаты весьма долгой и интересной историей, ну и конечно же красотой, загадочностью.
Вулканический остров Чеджудо.
Большая работа ребятами была проделана по изучению и теоретическому исследованию прекрасного корейского острова Чеджудо. Остров Чеджудо появился примерно 300-400 миллионов лет назад в результате регулярных и продолжительных извержений вулкана Халласан. Это самый красивый остров всей Восточной Азии. Практически по середине острова возвышается потухший вулкан-гора Халласан. Она считается самой высокой в Южной Кореи, ее высота над уровнем моря 1950 метра. Когда-то излившаяся из кратера лава, сейчас стала базальтом, который служит для строительства и изготовления поделок. Из нее вырезают каменных истуканов, дедушек, которые называются «тольхарубаны». Они являются символами острова Чеджудо. Именно они, чаще всего изображены на сувенирах и открытках. Вот уже несколько веков каменные изваяния считаются для местных жителей оберегом от злых духов. Не найдется ни одного островитянина, у которого бы дома не нашлось трехметрового истукана. В период развития туризма, предприимчивые умельцы и ремесленники догадались делать миниатюрные копии тольхорубанов.
При разработке курса «Страноведение», а также выполняя изучение и исследование географических объектов, в том числе в реальном времени были использованы следующие электронные и цифровые образовательные ресурсы:
1. Мир карт: интерактивные карты стран и городов – http://www.mirkart.ru
2. Инфокарты - все, что связано с картами и картографией вы можете найти на этом сайте. Карты ума, спутниковые карты, карты тела, небесные карты, города со спутника, карты мира, карты из космоса и карты сокровищ, карты Земли и карты Планет.
3. ЯКласс — образовательный онлайн-ресурс.
Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика. Инструмент разработки учебных курсов, а также генерирование, контроль и проверка заданий для образовательных учреждений. На его основе создаются тренировочные задачи по школьным предметам и внеурочной деятельности.
4. Kahoot — программа для создания викторин, дидактических игр и тестов.
5. "Карты GOOGLE на современном уроке географии".
6. Интернет-площадка http://linoit.com для организации совместной работы с веб-заметками.
7. Технология проведения мозгового штурма средствами интернет-площадки Lino it. Методические рекомендации.
8. Использование технологии Веб-Квеста на уроках географии.
9. Онлайн-треккинг - слежение за техническими объектами и живыми существами в реальном времени с помощью спутниковой связи через Интернет.
10. Атлас+ — бесплатное интерактивное приложение, расширяющие возможности обычного атласа, поможет научить школьников работать с картой.
11. Сервисы web 2.0 для учителя (Ссылки на бесплатные сервисы для педагогов, инструкции к ним, примеры работ)
Литература
1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах.- М.: Просвещение, 2014.-176 с.2. Волганов С.В. Дольмены Кавказа. Реконструкция культуры.- М., Бизнесс - Пресс, 2004-368 с.
3. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географической наук. География в школе- № 4-с. 49-50.
5. Изучение истории Кореи через Всемирное наследие. -Издательство Центральной академии Корееведения., 2012, - 279 с.
6. Электронные ресурсы [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/957/63957/files/EOR_NP_v_voprosah_i_otvetah-1.pdf
7.Южная Корея- Достояние планеты. http://dostoyanieplaneti.ru/regions/aziia/iuzhnaia-korieia
8. Южная Корея. Объекты Всемирного наследия. https://russian.visitkorea.or.kr/rus/CU/CU_RU_4_3_6.jsp