Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной и средней школе.
Именно поэтому я разработала и апробировала педагогический проект «Абвгдейка», который помог создать необходимые условия, чтобы уровень подготовки к обучению в школе повысился.
Цель и задачи проекта:
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
- формирование устной речи детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
Формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве. Обучать звукобуквенному анализу слов.
- обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
№ п/п
Практическая деятельность с детьми
1
Вводные занятия по развитию речи:
«Путешествие в город «Звукоград»;«В мире разных звуков»
2
Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте «Звуки и буквы русского алфавита» (на каждый звук ООД)3
Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со словом»;«Слово. Предложение»;
«Слово. Словесный состав предложений. Обобщающее занятие»;
«Части слова»;
«Слоговое строение слова»;
«Слоговой состав слова. Ударный слог.»;
«Слоговой и звуковой анализ слова».
4
Художественно – эстетическое развитие (Рисование) – Графическое рисование – «Волшебные буквы моего имени»;Художественно – эстетическое развитие (Лепка) – лепка из соленого теста «Буквицы»;
Художественно – эстетическое развитие (Ручной труд) - «Миниатюрная азбука из бросового материала»;
Мероприятия по проекту
1
Сотрудничество с родителями:
Проведение родительского собрания «Скоро в школу»:
Составление заданий и рекомендаций для закрепления материала по пройденным звукам и буквам;
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций («Игры со звуком и буквами»; «Развитие речи»; «Речь и логическое мышление» (папка-передвижка), рекомендации по теме проекта;
Изготовление совместно с детьми букв алфавита из разнообразного материала.
2
Социально – коммуникативное развитие:Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека. В гости за книгой»
Сюжетно-ролевая игра «Семья. Мы читаем с мамой»
3
Дидактические игры с применением ИКТ:«Подбери семейку слов» - учить подбирать однокоренные слова;
«Лишнее слово» - учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию;
«Придумай название» - образование прилагательных от числительных;
«Сложим слово из частей» - употребление предлогов;
«Исправь ошибки» - развитие понимания распространенных предложений;
«Что сначала, что потом» - составлять сложносочиненные предложения;
«Прочитай по буквам» - закрепление навыков чтения, звукобуквенного анализа.
4
Видеопрограммы для детей:«Уроки тетушки Совы»;
«Азбука малышка»;
«Веселый алфавит»
5
Литературное чтение:Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился читать»;
В. Крупинина «Первый букварь»;
В. Драгунского «Заколдованная буква».
6
Пескография или sand art«Наш алфавит»; «Буквоедик»; «Сказочная буква»; «Манкотерапия».
Продукты проекта
1
«Веселые буквы» - изготовление тактильных букв разным способом и техникой для закрепления запоминания печатных букв и представления о разнообразности изобразительного материала.
2
Создание книги детьми «Азбука в картинках» - закрепление представлений детей о начертании печатных букв.
3
«Ажурная закладка для букваря» - знакомство с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором.4
Лепбуки: «В мире гласных звуков»; «В мире согласных звуков»; «Игры по формированию грамматического строя речи»Итоговое мероприятие
1
Создание видеофильма детьми и для детей «Я знаю алфавит»Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению. Занятия по обучению грамоте строились на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закреплялись работой по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание. Данная методика предполагала последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционной мены (смягчение и оглушение согласных, редуцирование гласных). Буквы изучались по блокам: гласные; сонорные согласные; звонкие, глухие согласные; двузвучные гласные; шипящие согласные; ь, ъ. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи. Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме проекта и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры, как промышленного производства, так и созданные педагогами с применением интерактивного оборудования.
Для закрепления пройденного материала ребята знакомились с техникой «манкотераппия» и «пескография», что непосредственно помогает развивать у детей память, внимание и пространственное воображение и очень увлекает в свой удивительный и волшебный мир sand art. Так же ребята знакомились с циклом образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Веселый алфавит», «Азбука малышка». В игровой форме с помощью мультимедийного оборудования дошкольники приняли участие в досуговом мероприятии - «В гостях у Букваря», вовремя, которого ребята пробовали собрать слова из букв, разгадывали ребусы, собирали разрезные картинки (буквы), на ощупь отгадывали буквы и многое другое. Итоговым мероприятием для всех участников процесса, стало создание видеофильма детьми и для детей «Я знаю алфавит». Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта. (Рисунок 1)
рисунок 1
Библиографический список:
1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.2. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
3. "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. ФГОС", Затулина Г.Я.
4. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.: Просвещение, 1984. - 240с.
5. От рождения до школы. Основная образовательная программа ДО/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
6. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2009