Библиографическое описание:
Бородкина Е.В. Стратегия «Пирамида критика» в технологии развития критического мышления у обучающихся начальной школы // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Основная идея технологии критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Технология критического мышления всем хорошо известна, и, хотя она не является новой, актуальность свою она совершенно не теряет.
Благодаря данной технологии каждый ученик, невзирая на авторитеты, учится вырабатывать свое мнение, которое он формирует в процессе прочитанного произведения, услышанного и увиденного.
Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя. Помогает развитию у учащихся аналитического подхода к любому материалу, не рассчитана на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее решения.
Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
Вызов
На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
Осмысление
На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Рефлексия
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика.
На уроках литературного чтения использую прием «Пирамида критика».
Начинаю эту работу во втором классе.
Желание активно использовать именно этот приём на уроках литературного чтения, обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, второй класс – это время, когда у школьников появляется желание высказывать своё мнение, а словарный запас учащихся уже позволяет детям выражать собственные чувства и мысли, возникающие при прочтении произведений.
Во-вторых, второй класс – это время, когда учащиеся начальной школы начинают создавать собственные сочинения-рассуждения, сочинения-отзывы, а «Пирамида критика» содержит главные вопросы, на которые учащиеся отвечают, давая оценку прочитанного произведения.
Пирамида критика
1. О чём произведение, книга? (одно слово)
2. Какой у произведения характер? (два слова)
3. Место и время действия. (три слова)
4. Главные события. (четыре слова)
5. Главные герои, какие они? (пять слов)
6. Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
7. О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
8. Ваша реклама.
Попробуем составить отзыв о произведении А. Куприна «Слон». Данное произведение входит в программу литературного чтения 3 класса УМК «Школа России».
Краткое содержание произведения:
«Маленькая девочка Надя сильно больна и ни один доктор не может понять, что с ней и как ее вылечить. Надя просит настоящего живого слона, и ее отец решает выполнить просьбу дочери, которая может быть является последней в ее жизни. Отец Нади идет в зверинец и уговаривает немца, хозяина слона, привести слона в гости к девочке. Слона ведут по городу среди толпы зевак, заводят в дом и уговаривают подняться на второй этаж. Утром Наде сообщают, что у них в гостях слон, девочка знакомится с Томми, обедает с ним и играет. На следующий день, Надя просыпается почти здоровой, она бодра и хочет кушать».
Может получиться несколько вариантов отзыва.
1.а) О любви.
б) О мечте.
в) О дружбе.
2. Грустный, печальный.
3. До революции, детская, зверинец.
4. Маленькая девочка Надя сильно больна.
5. а) Надя, добрая, печальная; слон, смешной.
б) Папа, мама- заботливые, Надя- любимая.
6. Грусть, переживание, печаль, недоумение, радость, восхищение.
7.а) О безграничной любви родителей к своему больному ребёнку.
б) О мечте больной девочки, которая возвращает её к жизни.
в) О дружбе маленькой больной девочки и огромного слона Томми.
8. Рекомендую прочитать произведение.
Такая работа позволяет моим ученикам повысить эффективность восприятия информации, интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умение работать в сотрудничестве с другими, а также вырабатывает желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Бородкина Е.В. Стратегия «Пирамида критика» в технологии развития критического мышления у обучающихся начальной школы // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Основная идея технологии критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Технология критического мышления всем хорошо известна, и, хотя она не является новой, актуальность свою она совершенно не теряет.
Благодаря данной технологии каждый ученик, невзирая на авторитеты, учится вырабатывать свое мнение, которое он формирует в процессе прочитанного произведения, услышанного и увиденного.
Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя. Помогает развитию у учащихся аналитического подхода к любому материалу, не рассчитана на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее решения.
Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.
Вызов
На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
Осмысление
На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Рефлексия
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика.
На уроках литературного чтения использую прием «Пирамида критика».
Начинаю эту работу во втором классе.
Желание активно использовать именно этот приём на уроках литературного чтения, обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, второй класс – это время, когда у школьников появляется желание высказывать своё мнение, а словарный запас учащихся уже позволяет детям выражать собственные чувства и мысли, возникающие при прочтении произведений.
Во-вторых, второй класс – это время, когда учащиеся начальной школы начинают создавать собственные сочинения-рассуждения, сочинения-отзывы, а «Пирамида критика» содержит главные вопросы, на которые учащиеся отвечают, давая оценку прочитанного произведения.
Пирамида критика
1. О чём произведение, книга? (одно слово)
2. Какой у произведения характер? (два слова)
3. Место и время действия. (три слова)
4. Главные события. (четыре слова)
5. Главные герои, какие они? (пять слов)
6. Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
7. О чём произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
8. Ваша реклама.
Попробуем составить отзыв о произведении А. Куприна «Слон». Данное произведение входит в программу литературного чтения 3 класса УМК «Школа России».
Краткое содержание произведения:
«Маленькая девочка Надя сильно больна и ни один доктор не может понять, что с ней и как ее вылечить. Надя просит настоящего живого слона, и ее отец решает выполнить просьбу дочери, которая может быть является последней в ее жизни. Отец Нади идет в зверинец и уговаривает немца, хозяина слона, привести слона в гости к девочке. Слона ведут по городу среди толпы зевак, заводят в дом и уговаривают подняться на второй этаж. Утром Наде сообщают, что у них в гостях слон, девочка знакомится с Томми, обедает с ним и играет. На следующий день, Надя просыпается почти здоровой, она бодра и хочет кушать».
Может получиться несколько вариантов отзыва.
1.а) О любви.
б) О мечте.
в) О дружбе.
2. Грустный, печальный.
3. До революции, детская, зверинец.
4. Маленькая девочка Надя сильно больна.
5. а) Надя, добрая, печальная; слон, смешной.
б) Папа, мама- заботливые, Надя- любимая.
6. Грусть, переживание, печаль, недоумение, радость, восхищение.
7.а) О безграничной любви родителей к своему больному ребёнку.
б) О мечте больной девочки, которая возвращает её к жизни.
в) О дружбе маленькой больной девочки и огромного слона Томми.
8. Рекомендую прочитать произведение.
Такая работа позволяет моим ученикам повысить эффективность восприятия информации, интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, умение работать в сотрудничестве с другими, а также вырабатывает желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.