Библиографическое описание:
Матвеева Т.В., Сапина М.А. Использование онлайн-пространства в образовательной системе дошкольного учреждения // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы и онлайн - пространство.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Одно из направлений цифровой образовательной среды – это онлайн-формат образовательного пространства дошкольного учреждения. Термин «онлайн» все чаще используется в нашей работе. «Онлайн» - имеет отношение к компьютерам или телекоммуникациям, словарь определяет «онлайн» (иногда упоминается «на линии»), как «управляемый или подключён к компьютеру» или как «деятельность», «служба», которая доступна исключительно через Интернет. Образовательное пространство (или среда) — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении и состоит из следующих компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса; развивающая предметно-пространственная среда; содержание дошкольного образования.
При освоении образовательного онлайн-пространства дошкольное учреждение может столкнуться с рядом проблем:
- отсутствием опыта и навыков работы и обучения в онлайн-среде;
- недостаточность качественного интерактивного онлайн-контента;
- недостаток внимания родителей при освоении детьми образовательных программ.
Данные проблемы подтолкнули педагогов нашего дошкольного учреждения к изучению новых возможностей и форм работы. Основной целью нашей работы является непрерывность общения, в том числе и «онлайн» в системе «родители - воспитанник – детский сад». Через реализацию проекта «Диалог с семьей в режиме онлайн» было принято решение сформировать единое информационное образовательное пространство во взаимодействии дошкольной образовательной организации (в дальнейшем ДОО) и семьи. Это значит:
- создать качественно новую систему интернет – диалога с родительской и педагогической общественностью, и привлечь родителей тех детей, которые не посещают дошкольное учреждение;
- открыть «виртуальные двери» ДОО для родительской и педагогической общественности;
- продолжить «диалог с семьей» в режиме онлайн, чтобы не просто привлечь родителей к деятельностному участию, но и получить в их лице верных союзников.
Как выстроить систему интернет-диалога?
Используя платформу для организации видеоконференций и известные мессенджеры для обмена сообщениями педагоги нашего ДОУ реализовывали педагогическую деятельность в новом формате, привлекая родителей к образовательной деятельности воспитанников.
Но, данные месенджеры не позволяют размещать и сохранять накопленный педагогический опыт. На платформе интернеткомпании был создан сайт «Проектная деятельность», который отражается на стартовой странице сайта образовательного учреждения. Все педагоги дошкольного учреждения имеют возможность размещать свой педагогический опыт. Размещаемые материалы имеют образовательный, воспитательный, познавательный характер. Также способствуют гармоничному и позитивному развитию целевой аудитории, не противоречат научным фактам, этическим нормам, не идут в разрез с Законодательством РФ. Информация является достоверной, актуальной, не требует дополнительного уточнения, и соответствует таким критериям как: информативность, правильная стилистика, орфографическая грамотность.
На сайте «Проектная деятельность» размещен теоретический и практический материал о проектной деятельности дошкольного учреждения. Такие статьи как: «Проектная деятельность в ДОУ», «Виды проектов», «Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС, Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?», «Роль семьи в проекте ребенка» и т.д.
Также размещен практический материал. Проекты и материал к ним: «Моем руки правильно», «Книга. Творчество. Игра», «Поэзия «Мечты», «Знакомство с творчеством писателей В. В. Бианки и Е.И.Чарушина», а также онлайн-проекты: «Мы и космос», «75 лет Победы», материалы проекта «Логоритмика в коррекционной работе». Все названные проекты реализованы.
Работая над онлайн-проектами педагоги столкнулись с определенными трудностями, о которых ранее упоминалось (невысокая активность родителей, не знание педагогами дополнительных интернет – платформ, не качественный интернет-контент).
Вся работа по организации мероприятий данной деятельности велась через сети интернет, мобильные сети, мессенджеры. Родители и дети включились в данный формат работы. Были проведены онлайн-занятия, мастер-классы, онлайн-экскурсии, акции «История семьи в летописи Победы», фестиваль «Голоса Победы», оформлены и представлены в сети интернет видеооткрытки к данным проектам. В результате работы над проектами в онлайн-формате повысилось качество методического сопровождения в виде внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, а также повысился профессионализм педагогов. Через созданный сайт «Проектная деятельность» выстраивается качественный интерактив между педагогической и родительской общественностью.
IT-технологии сделали новый виток в развитии и коррекционная работа в группе компенсирующей направленности также смогла выйти в онлайн пространство.
Было начато внедрение новых форм дистанционного взаимодействия, прежде всего активно использовались популярные мессенджеры, для того чтобы выкладывать фрагменты занятий в личных сообщениях с родителями, что делает коррекционную работу с ребенком ближе и понятнее. Была введена практика прямых эфиров.
Начинались прямые эфиры по вопросам развития речи на платформе видеоконференций, затем работа переместилась в социальные сети. Прямые эфиры – это не спонтанные включения, а подготовленная, четко спланированная и структурированная работа. Только так достигается желаемый эффект: педагоги и родители становятся единомышленниками при взаимодействии с детьми.
Родительские собрания стали также разбиваться на 2 части онлайн (общая информация, фрагменты групповых занятий) и оффлайн с учетом всех требований Роспотребнадзора.
Коррекционная работа – это не только индивидуальные и групповые занятия, но и проектная деятельность. Был осуществлен проект «Книга. Творчество. Игра» продуктом которого стали создание книги с работами детей и настольная экологическая игра. Детская деятельность в этом проекте конечно же была практической, а вот взаимодействие с родителями в основном осуществлялась через онлайн консультации и собрания, что позволило повысить активность родителей и сделать проект ярким и насыщенным!
Реализован проект логопеда и музыкального руководителя «Использование логоритмики в коррекционной работе». Вся деятельность по реализации проекта отражается на сайте учреждения, что также является онлайн-отчетом для всех, кто хочет изучить наш опыт или оставить свои комментарии.
Используя полученный опыт, педагогами дошкольного учреждения было принято решение продолжить формирование единого информационного пространства во взаимодействии ДОО и семьи: создать качественно новую систему интернет – диалога с родительской общественностью, и привлечь родителей тех детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Были открыты «виртуальные двери» ДОО для родительской общественности и продолжен «диалог с семьей» в режиме онлайн, чтобы не просто привлечь родителей к деятельностному участию, но и получить в их лице верных союзников. Исходя из поставленных целей, была найдена инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников - прямые включения и транслирование деятельности детского дошкольного учреждения в режиме реального времени в социальной сети.
В ходе прямых трансляций, родители оставляли свои комментарии и отзывы. Для более тесного взаимодействия с семьями воспитанников и обязательной обратной связью, в виде онлайн – анкетирования родителей, с использованием приложения для администрирования опросов.
В настоящее время проект "Диалог с семьей в режиме онлайн" завершен. В ходе его выполнения, все запланированные мероприятия и заявки от родительской общественности по определенным темам освещены в социальных сетях.
Все заявки на проведение мероприятий по определенным темам, волнующим вопросам, запросам на индивидуальные, либо групповые консультации родители могут оставить на сайте образовательного учреждения и в родительских чатах и группах. Центральное направление проекта "Диалог с семьей в режиме онлайн" – сбор и обмен передовым опытом семейного воспитания, педагогическим опытом, традициями, и, самое главное, полное доверие всех участников системы "воспитанник - родители- детский сад". Также, в рамках данного проекта снимались самые интересные занятия, проводимые педагогами с воспитанниками, увлекательные режимные моменты, транслировались консультации специалистов в режиме онлайн с помощью интерактивных приложений и сервисов.
Всем родителям интересно знать, чем занимается их ребенок в течение дня в детском саду! И к тому же, это будет хорошей "школой" и подспорьем для родителей - получать психолого-педагогическую поддержку в воспитании и образовании детей в любое удобное для них время.
В рамках данного проекта по результатам анкетирования родительской общественности были проведены следующие мероприятия: «День Знаний»,
«День красоты и здоровья», «Экскурсия по «Мечте», «Образовательная деятельность в ДОУ», «Вопросы о питании», «Коррекционная работа в ДОУ».
Исходя из результатов анкетирования реализован показ дополнительного образования, режимных моментов, игровой деятельности.
Таким образом, посредством организации современного цифрового образовательного онлайн – пространства, организуется сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, при котором учтены потребности и интересы детей.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Таким образом, работа с использованием цифрового оборудования позволяет на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОО.
Матвеева Т.В., Сапина М.А. Использование онлайн-пространства в образовательной системе дошкольного учреждения // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы и онлайн - пространство.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Одно из направлений цифровой образовательной среды – это онлайн-формат образовательного пространства дошкольного учреждения. Термин «онлайн» все чаще используется в нашей работе. «Онлайн» - имеет отношение к компьютерам или телекоммуникациям, словарь определяет «онлайн» (иногда упоминается «на линии»), как «управляемый или подключён к компьютеру» или как «деятельность», «служба», которая доступна исключительно через Интернет. Образовательное пространство (или среда) — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении и состоит из следующих компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса; развивающая предметно-пространственная среда; содержание дошкольного образования.
При освоении образовательного онлайн-пространства дошкольное учреждение может столкнуться с рядом проблем:
- отсутствием опыта и навыков работы и обучения в онлайн-среде;
- недостаточность качественного интерактивного онлайн-контента;
- недостаток внимания родителей при освоении детьми образовательных программ.
Данные проблемы подтолкнули педагогов нашего дошкольного учреждения к изучению новых возможностей и форм работы. Основной целью нашей работы является непрерывность общения, в том числе и «онлайн» в системе «родители - воспитанник – детский сад». Через реализацию проекта «Диалог с семьей в режиме онлайн» было принято решение сформировать единое информационное образовательное пространство во взаимодействии дошкольной образовательной организации (в дальнейшем ДОО) и семьи. Это значит:
- создать качественно новую систему интернет – диалога с родительской и педагогической общественностью, и привлечь родителей тех детей, которые не посещают дошкольное учреждение;
- открыть «виртуальные двери» ДОО для родительской и педагогической общественности;
- продолжить «диалог с семьей» в режиме онлайн, чтобы не просто привлечь родителей к деятельностному участию, но и получить в их лице верных союзников.
Как выстроить систему интернет-диалога?
Используя платформу для организации видеоконференций и известные мессенджеры для обмена сообщениями педагоги нашего ДОУ реализовывали педагогическую деятельность в новом формате, привлекая родителей к образовательной деятельности воспитанников.
Но, данные месенджеры не позволяют размещать и сохранять накопленный педагогический опыт. На платформе интернеткомпании был создан сайт «Проектная деятельность», который отражается на стартовой странице сайта образовательного учреждения. Все педагоги дошкольного учреждения имеют возможность размещать свой педагогический опыт. Размещаемые материалы имеют образовательный, воспитательный, познавательный характер. Также способствуют гармоничному и позитивному развитию целевой аудитории, не противоречат научным фактам, этическим нормам, не идут в разрез с Законодательством РФ. Информация является достоверной, актуальной, не требует дополнительного уточнения, и соответствует таким критериям как: информативность, правильная стилистика, орфографическая грамотность.
На сайте «Проектная деятельность» размещен теоретический и практический материал о проектной деятельности дошкольного учреждения. Такие статьи как: «Проектная деятельность в ДОУ», «Виды проектов», «Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС, Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?», «Роль семьи в проекте ребенка» и т.д.
Также размещен практический материал. Проекты и материал к ним: «Моем руки правильно», «Книга. Творчество. Игра», «Поэзия «Мечты», «Знакомство с творчеством писателей В. В. Бианки и Е.И.Чарушина», а также онлайн-проекты: «Мы и космос», «75 лет Победы», материалы проекта «Логоритмика в коррекционной работе». Все названные проекты реализованы.
Работая над онлайн-проектами педагоги столкнулись с определенными трудностями, о которых ранее упоминалось (невысокая активность родителей, не знание педагогами дополнительных интернет – платформ, не качественный интернет-контент).
Вся работа по организации мероприятий данной деятельности велась через сети интернет, мобильные сети, мессенджеры. Родители и дети включились в данный формат работы. Были проведены онлайн-занятия, мастер-классы, онлайн-экскурсии, акции «История семьи в летописи Победы», фестиваль «Голоса Победы», оформлены и представлены в сети интернет видеооткрытки к данным проектам. В результате работы над проектами в онлайн-формате повысилось качество методического сопровождения в виде внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, а также повысился профессионализм педагогов. Через созданный сайт «Проектная деятельность» выстраивается качественный интерактив между педагогической и родительской общественностью.
IT-технологии сделали новый виток в развитии и коррекционная работа в группе компенсирующей направленности также смогла выйти в онлайн пространство.
Было начато внедрение новых форм дистанционного взаимодействия, прежде всего активно использовались популярные мессенджеры, для того чтобы выкладывать фрагменты занятий в личных сообщениях с родителями, что делает коррекционную работу с ребенком ближе и понятнее. Была введена практика прямых эфиров.
Начинались прямые эфиры по вопросам развития речи на платформе видеоконференций, затем работа переместилась в социальные сети. Прямые эфиры – это не спонтанные включения, а подготовленная, четко спланированная и структурированная работа. Только так достигается желаемый эффект: педагоги и родители становятся единомышленниками при взаимодействии с детьми.
Родительские собрания стали также разбиваться на 2 части онлайн (общая информация, фрагменты групповых занятий) и оффлайн с учетом всех требований Роспотребнадзора.
Коррекционная работа – это не только индивидуальные и групповые занятия, но и проектная деятельность. Был осуществлен проект «Книга. Творчество. Игра» продуктом которого стали создание книги с работами детей и настольная экологическая игра. Детская деятельность в этом проекте конечно же была практической, а вот взаимодействие с родителями в основном осуществлялась через онлайн консультации и собрания, что позволило повысить активность родителей и сделать проект ярким и насыщенным!
Реализован проект логопеда и музыкального руководителя «Использование логоритмики в коррекционной работе». Вся деятельность по реализации проекта отражается на сайте учреждения, что также является онлайн-отчетом для всех, кто хочет изучить наш опыт или оставить свои комментарии.
Используя полученный опыт, педагогами дошкольного учреждения было принято решение продолжить формирование единого информационного пространства во взаимодействии ДОО и семьи: создать качественно новую систему интернет – диалога с родительской общественностью, и привлечь родителей тех детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Были открыты «виртуальные двери» ДОО для родительской общественности и продолжен «диалог с семьей» в режиме онлайн, чтобы не просто привлечь родителей к деятельностному участию, но и получить в их лице верных союзников. Исходя из поставленных целей, была найдена инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников - прямые включения и транслирование деятельности детского дошкольного учреждения в режиме реального времени в социальной сети.
В ходе прямых трансляций, родители оставляли свои комментарии и отзывы. Для более тесного взаимодействия с семьями воспитанников и обязательной обратной связью, в виде онлайн – анкетирования родителей, с использованием приложения для администрирования опросов.
В настоящее время проект "Диалог с семьей в режиме онлайн" завершен. В ходе его выполнения, все запланированные мероприятия и заявки от родительской общественности по определенным темам освещены в социальных сетях.
Все заявки на проведение мероприятий по определенным темам, волнующим вопросам, запросам на индивидуальные, либо групповые консультации родители могут оставить на сайте образовательного учреждения и в родительских чатах и группах. Центральное направление проекта "Диалог с семьей в режиме онлайн" – сбор и обмен передовым опытом семейного воспитания, педагогическим опытом, традициями, и, самое главное, полное доверие всех участников системы "воспитанник - родители- детский сад". Также, в рамках данного проекта снимались самые интересные занятия, проводимые педагогами с воспитанниками, увлекательные режимные моменты, транслировались консультации специалистов в режиме онлайн с помощью интерактивных приложений и сервисов.
Всем родителям интересно знать, чем занимается их ребенок в течение дня в детском саду! И к тому же, это будет хорошей "школой" и подспорьем для родителей - получать психолого-педагогическую поддержку в воспитании и образовании детей в любое удобное для них время.
В рамках данного проекта по результатам анкетирования родительской общественности были проведены следующие мероприятия: «День Знаний»,
«День красоты и здоровья», «Экскурсия по «Мечте», «Образовательная деятельность в ДОУ», «Вопросы о питании», «Коррекционная работа в ДОУ».
Исходя из результатов анкетирования реализован показ дополнительного образования, режимных моментов, игровой деятельности.
Таким образом, посредством организации современного цифрового образовательного онлайн – пространства, организуется сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, при котором учтены потребности и интересы детей.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Таким образом, работа с использованием цифрового оборудования позволяет на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОО.