Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Федотова Т.В. Программа духовно-нравственного воспитания «Планета детства»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Актуальность программы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности чаще доминируют над духовными, поэтому у учащихся искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Об этом свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности.
Следовательно, воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - это ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Цель: создание условий для становления духовно- нравственной культуры личности школьника.
Задачи:
ü  содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
ü  сформировать представления о правах и обязанностях гражданина России;
ü  способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
ü  создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
ü  формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
ü  сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, любовь к Родине, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;
ü  воспитать потребность к созидательной деятельности, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Принципы построения воспитательной системы
·           Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к целесообразной деятельности, с установкой на нравственные и правовые нормы.
·           Принцип интеграции отражает взаимодействие теоретической и практической учебной и воспитательной деятельности.
·           Принцип непрерывности вытекает из идеи преемственности содержания, форм и методов воспитания на всех ступенях образования.
·           Принцип системности обеспечивает системную организацию воспитания на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств воспитания, а также организацию различных видов деятельности.
·           Принцип адаптивности предусматривает предоставление учащимся по возможности широкого выбора направлений деятельности.
·           Принцип деятельностного подхода нацеливает на включенность учащихся в основные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, спортивную.
Условия реализации программы:
1. Взаимодействие всех участников педагогического процесса.
2. Общешкольная деятельность.
3. Работа классных руководителей с детскими коллективами.
4. Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
5. Кружковая работа.
6. Участие в мероприятиях различного уровня.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и разделена на два блока воспитательной работы:
1.       «Мы – юнгаши!»
Атрибутика: тёмно-синий китель, тельняшка, гюйс, берет
2.       «Мы – ребята-северята!»
Атрибутика: галстук триколор.

Содержание воспитательной работы блока «Мы – юнгаши!»

Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
ü  сформировать представление о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, и о его важнейшие законы;
ü  развить интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
ü  воспитать любовь к Родине, своему народу, своему краю.

Основные направления деятельности.

Направление «Ученик – патриот и гражданин»
Задачи:
·           элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
·           представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Архангельской области;
·           элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
·           элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
·           интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
·           элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, Архангельской области, Маймаксанского округа и образовательного учреждения;
·           интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Архангельской области; уважение к защитникам Родины;
·           стремление активно участвовать в делах класса, школы, своего округа, города;
·           любовь к школе, своему округу, городу, народу, России;
Виды деятельности и формы занятий:
·           получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, символикой Архангельской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
·           ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
·           ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
·           знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
·           знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
·           участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
·           получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
·           участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма
Мероприятия по реализации направления «Ученик – патриот и гражданин»

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов, тружениками тыла, воинами запаса.

в течение

года


Встречи, беседы, выставки и т.д.

Заместитель директора по ВР, руководитель Музея боевой и трудовой славы школы, классные руководители
Встречи с почётными гражданами округа и города.

в течение

года

Встречи, беседы, выставки и т.д.
Администрация, классные руководители
«В мире прекрасного»

в течение

года

Экскурсии, музейные и библиотечные уроки, выставки, просмотр спектаклей, фильмов
Классные руководители, библиотекарь, руководитель школьного музея.
Выпуск школьной газеты «Школьная пора»

в течение

года

газета
Зам. директора по ВР, руководитель объединения
«Пресс-центра»
«Дни воинской славы России»

к календарным праздникам в соответствии с планом работы школы

Выпуск календарного листка
Зам. директора по ВР, классные руководители, руководитель школьного музея боевой и трудовой славы
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот России»:
·           «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Архангельск – город воинской славы» и т.д.;
·           Символы Архангельской области
·           Школьная и классная символика

в течение

года

Единый кл.час (еженедельно)
классные руководители
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны»

в течение

года

Единый кл.час (еженедельно)
классные руководители
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна, город, школа»

в течение

года

Единый кл.час (еженедельно)
классные руководители
Цикл классных часов
«В традициях наша сила»

В течении учебного года, в соответствии с календарными датами.

Единый кл.час (еженедельно)
Заместитель директора по ВР, классные руководители.
«История школы в лицах и фактах»

в течении года

тематические выставки и музейные уроки в школьном Музее боевой и трудовой славы

Руководитель музея
Линейки памяти «Архангельск – город воинской славы», «Герой – внук героя», «День Победы – праздник всей страны».

Декабрь, февраль, май

Общешкольные торжественные линейки.
Руководитель музея боевой и трудовой славы школы.
«Аты–баты, шли солдаты»

февраль

Строевой смотр
Учителя физкультуры и ОБЖ, классные руководители
Конкурсы песен, стихов, рисунков, мультимедийных презентаций, фоторабот, литературных композиций и т.д.

В соответствии с календарём памятных дат и планом работы школы.

Конкурсы
Заместитель директора по ВР, классные руководители.
Участие в мероприятиях округа, города и области.

В соответствии с городским и областным планами мероприятий

Смотр почётных караулов, военно-спортивная игра «Зарница» и соревнования «Школа безопасности», Вахта Памяти, Форум кадетов.
Администрация, заместитель директора по ВР, классные руководители
«Я - исследователь»

Ноябрь-декабрь

Школьная научно-практическая конференция.
Классные руководители

Предполагаемый результат:
·           ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
·           элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
·           первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
·           опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
·           опыт социальной и межкультурной коммуникации;
·           начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Направление «Ученик и его нравственность»
Задачи:
·           первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
·           представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
·           элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
·           уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
·           установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
·           бережное, гуманное отношение ко всему живому;
·           знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
Виды деятельности и формы занятий:
·           получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (через работу системы дополнительного образования, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
·           получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через систему дополнительного образования («Основы православной культуры»)
·           участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
·           ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
·           усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
·           посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
·           получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
·           расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Мероприятия по реализации направления «Ученик и его нравственность» (таблица)
Предполагаемый результат:
·           начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
·           нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
·           уважительное отношение к традиционным религиям;
·           неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·           способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·           уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
·           знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Направление «Ученик и его здоровье»
Задачи:
·           ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
·           элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
·           понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;
·           знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
Виды деятельности и формы занятий:
·           приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
·           участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
·           практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
·           составление режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха (дежурство по классу, школе, столовой, раздевалке, трудовые десанты, экологические акции);
·           получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
·           получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом школы, медицинскими работниками, родителями;
·           получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).
Мероприятия по реализации направления «Ученик и его нравственность» (таблица)
Предполагаемый результат:
·           ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
·           элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
·           первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
·           первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
·           знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Направление «Ученик и его отношение к труду»
Задачи:
·           воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
·           элементарные представления об основных профессиях;
·           первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
·           умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
·           умение соблюдать порядок на рабочем месте;
·           бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Виды деятельности и формы занятий:
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся 1-4 классов получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
·           участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
·           узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
·           получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (ярмарки, конкурсы, выставки и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
·           приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
·           учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
·           приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (природоохранная деятельность, трудовые акции, десанты);
·           приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
·           участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Мероприятия по реализации направления «Ученик и его отношение к труду» (таблица)
Предполагаемый результат:
·           ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям;
·           ценностное и творческое отношение к учебному труду;
·           элементарные представления о различных профессиях;
·           первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
·           первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
·           потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
·           мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание воспитательной работы блока «Мы – ребята – северята!»

Цель: создание условий для воспитания духовно-нравственной личности, неравнодушной к своему здоровью, здоровью окружающих и жизни природы.
Задачи:
ü  формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
ü  воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде;
ü  воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Направление «Ученик и край, в котором он живёт»
Задачи:
·          Изучение истории, обычаев, традиций и духовной культуры родного края.
·          Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
·          Формирование культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
·          Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
·          Способствовать развитию навыков познавательной, творческой деятельности учащихся.
Виды деятельности и формы занятий:
·           получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, символикой Архангельской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
·          ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
·           Изучение истории, обычаев, традиций и духовной культуры родного края.
·           усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
·           получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
·           получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (экологических акциях, десантах, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
·           усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства)
Мероприятия по реализации направления «Ученик и край, в котором он живёт» (таблица)
Предполагаемый результат:
·           ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
·           первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
·           элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
·           первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии, на пришкольном участке, по месту жительства;
·           личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Направление «Ученик и его нравственность»
Задачи:
·           первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
·           представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
·           элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
·           уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
·           установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
·           бережное, гуманное отношение ко всему живому;
·           знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
Виды деятельности и формы занятий:
·           получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (через работу системы дополнительного образования, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
·           получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через систему дополнительного образования («Основы православной культуры»)
·           участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
·           ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
·           усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
·           посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
·           получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
·           расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).





2018