Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Данная разработка представляет собой комплект материалов для проведения тематического дня «День защитника Отечества» для 1 класса.
Задания можно использовать как систему дополнительных материалов на уроке русского языка, развитие речи, окружающего мира, математики и технологии. А также, как элемент внеклассных мероприятий и внеурочных занятий и квестов. Опираясь на данную разработку, учитель может создать сам уникальный продукт, дополнив ее необходимой информацией и применять для работы с детьми разного возраста.
В разработку тематического дня входит следующий материал: рабочий лист по математике, рабочий лист по русскому языку и развитию речи, 8 познавательных текстов о насекомых по окружающему миру.
На первом уроке дети получают шаблон погона, который они заполняют в течение дня звездочками по мере выполнения боевых заданий. По итогу дня ученикам присваивается воинское звание, в зависимости от количества звёздочек на погонах: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант.
Работая с этим комплектом, дети узнают: качества защитника отчества, проникнутся гордостью к профессии защитника, используя числовую прямую составят карту местности военных действий, с помощью графического диктанта узнают о легендарном боевом танке Т-34. Разгадывая шифровку и собирая слова, дети тренируют не только навык счета, осмысленного чтения, но и концентрацию внимания, и обогащают словарный запас. Работая с текстами по окружающему миру, познакомятся со способами защиты насекомых.
Ход мероприятия
- Какой праздник отмечается в стране завтра?- Кто такой защитник? Как вы понимаете значение этого слова?
- Кого можно назвать защитником?
- Можно ли вас назвать защитниками?
В первую очередь в этот день поздравляют тех, кто служит, служил, принимал или принимает участие в военных действиях. Защищает или защищал границы нашей Родины. У таких людей есть отличительные знаки: форма, головной убор, погоны и т.д.
Сегодня необычный день, он будет посвящен «Дню защитника Отечества». И каждый из вас получит свое воинское звание, свой отличительный знак. Но для этого вам нужно будет выполнить боевые задания.
(Детям выдается основа погона, на которую они будут приклеивать звездочки)
За каждое выполненное боевое действие вы будете получать звездочки. В конце дня в нашем классе появятся лейтенанты, младшие лейтенанты, старшие лейтенанты.
Приступаем к выполнению первого боевого задания «Взломай код». (Приложение 1)
Детям предлагается решить примеры, соотнести ответ с буквой и составить слово. В результате они расшифруют какими качествами должен обладать настоящий защитник. После выполнения задание проверяется, и выдается звездочка тем, кто с ним справился.
Защитники, которые несут службу, умеют не только читать, но и составлять карты, чтобы ориентироваться на местности и передавать точную информацию командованию. И мы сегодня попробуем составить карту боевых действий.
Детям выдается рабочий лист – клеточное поле, на котором они строят числовую прямую согласно инструкции (можно заранее поставить рабочие точки).
Инструкция:
1. От точки проведите прямую до конца клеточного поля.
2. Укажите начало отсчета и обозначьте мерку-шаг – три клеточки.
3. Расставьте числа и укажите направление.
Переходим к построению карты. Образец представлен на рисунке 1. Символы для обозначения штаба, место боя, оврага, госпиталя и посёлка «Мирный» обсудить с детьми во время построения карты.
1. Обозначь на числовой прямой, где находится штаб по формуле А = 10 Е (Е - мерка – шаг на числовой прямой).
2. От штаба сделайте три шага влево, обозначьте госпиталь.
3. Следующей за госпиталем на числовой прямой располагается берёзовая роща.
4. Между рощей и штабом находится овраг.
5. В шести шагах от госпиталя влево находится поселок «Мирный»
6. От штаба вправо сделайте 5 шагов, и вы узнаете, где идет сражение.
Проверка и выдача звездочек.
Выполни графический диктант, и ты узнаешь самую массовую машину в истории танкостроения времен Второй мировой войны (рисунок 1).
Рисунок 1. Образец карты и графического диктанта
Проверка и выдача звездочек.Выполни задания, и ты узнаешь какие слова связаны с праздником. (Приложение 2)
Затем нужно проверить задание, обсудить как каждое слово связано с праздником, записать слова в тетрадь, разделить на слоги и поставить ударение. Образец выполнения заданий представлен на рисунке 2.
С древнейших времен люди считали голубя символом мира на Земле. Существует традиция выпускать белых голубей, как символ мирных намерений. Нарисуйте в тетради своего голубя.
Рисунок 2. Образец детской работы
У военных есть разные способы защиты и маскировки, которые человек позаимствовал у животных. В природе наибольшее разнообразие способов защиты и маскировки от врага встречается у насекомых. Следующее ваше боевое задание: узнать об этих способах и рассказать классу. Для этого вам необходимо объединиться в семь групп. (Группы может сформировать учитель в зависимости от уровня сформированности навыка чтения или предложить это сделать детям). Каждая группа получает свой текст, изучает его, находит главную информацию о способах защиты и маскировки насекомых и презентует классу (Приложение 3). Время на подготовку 15 минут.После выступления каждой группе вручаются звездочки.
Собираем погоны и переходим к присвоению званий. Подсчитываем офицерский состав нашего класса. (Количество лейтенантов, младших и старших лейтенантов)
Защитникам Родины за особые заслуги перед Отчеством присваиваются не только звания, но и награды. Каждый ученик изготавливает себе медаль!
Девочки поздравляют мальчиков, делаем общее фото на память.
Библиографический список
1. Бабочка сова (род Калиго): фото и особенности уникальной бабочки [Электронный ресурс] URL:https://domvred.ru/ (дата обращения: 19.02.2022).2. Богомол – насекомое - инопланетянин [Электронный ресурс] URL:https://www.poznavayka.org/zoologiya/bogomol-nasekomoe-inoplanetyanin/ (дата обращения: 19.02.2022).
3. Жуки бомбардиры: талантливые артиллеристы [Электронный ресурс] URL:https://beztarakanov.ru/nasekomye/zhuki/zhuk-bombardir/?ysclid=l1knk6x2yh (дата обращения: 19.02.2022).
4. Защитные способности организма. [Электронный ресурс] URL:https://portal-slovo.ru/impressionism/36348.php (дата обращения: 19.02.2022).
5. Муравей пуля. [Электронный ресурс] URL:https://wildfauna.ru/ (дата обращения: 18.02.2022).
6. Некрасова, Т. В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 1 : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Репкина, Е. В. Восторговой, Т. В. Некрасовой, Л. В. Чеботко- вой / Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова. — М. : БИ- НОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 95 с.
Приложение 1.
ВЗЛОМАЙ КОД
Реши примеры, и ты узнаешь какие качества нужны настоящему защитнику.
12 + 4 =
А
13 + 6 =
Б
18 – 9 =
В
15 – 8 =
Г
9 + 6 =
Е
7 + 7 =
Ж
13 – 5 =
М
15 – 11 =
О
9 – 9 =
П
3 + 8 =
Р
20 – 3 =
С
25 +10 =
Т
25 – 15 =
У
8 + 5 =
Х
11 – 6 =
Ь
13 + 10 =
Я
_ _ _ _ _ _ _ _ _
13 11 16 19 11 4 17 35 5
_ _ _ _ _ _ _ _
8 10 14 15 17 35 9 4
_ _ _ _ _ _
4 35 9 16 7 16
Приложение 2.
Ø Отгадай загадку:
Кто борьбу с весной ведет?
То морозит, то метет.
Снега месяцу не жаль,
Третий сын зимы - ______________
Ø Реши анаграмму:
ЯРИМА - _____________
Ø Реши ребус:
______________
Ø Вычеркни повторяющиеся буквы и узнай слово.
ФЗЮГБЮЗЕРЮОЗЙФБФ
______________
Ø Прочитай слово по схеме.
РИМ _____________
Ø Отгадай загадку:
Кто борьбу с весной ведет?
То морозит, то метет.
Снега месяцу не жаль,
Третий сын зимы - ______________
Ø Реши анаграмму:
ЯРИМА - _____________
Ø Реши ребус:
______________
Ø Вычеркни повторяющиеся буквы и узнай слово.
ФЗЮГБЮЗЕРЮОЗЙФБФ
______________
Ø Прочитай слово по схеме.
РИМ _____________
Приложение 3.
БАБОЧКА КАЛИГО
Большую часть дня эта бабочка проводит неподвижно, скрываясь в тени веток деревьев. Насекомое складывает крылья так, что появляется рисунок похожий на сову. Подобный узор - это своеобразная форма защиты. Мелкие животные стараются избегать бабочку, так как считают, что перед ними не бабочка, а крупный хищник.В ночное время на бабочек охотятся летучие мыши. Но бабочка сова — обладает ультразвуковыми слухом и голосом, что помогает ей защищаться от ночного хищника. Если она слышит летучую мышь, то отыскивает ее при помощи ультразвука, подает звуковое предупреждение с сильно искаженной частотой. В результате у летучей мыши складывается неверный образ пространства, и она промахивается, и бабочка успевает спастись.
БОГОМОЛ
Богомолов можно считать одними из самых интересных созданий нашей планеты. Внешне они похожи на гостей из других галактик. Тело богомолов вытянутой формы. Глаза выпуклые, при этом насекомое имеет еще три глаза, которые находятся над основанием усов. Ухо у насекомого лишь одно. Они без проблем могут заметить своих врагов, т.к. их голова совершает полный оборот вокруг своей оси.От своих врагов богомолы не убегают. Наоборот, во время опасности они поворачиваются лицом к врагу, расправляют крылья и сильно кричат. Звуки, издаваемые насекомым, очень громкие и противные. Они отпугивают даже людей.
Богомолы отлично маскируются. Некоторые могут быть зелеными, другие - бурыми, или пестрыми. Окрас насекомого зависит от среды его проживания. Зеленых богомолов можно не заметить в траве, коричневых на земле. Некоторые насекомые могут иметь различную форму, маскируясь под листики. Если все-таки на насекомого кто-то нападает, то оно начинает раскрывать крылья, стараясь выглядеть больше.
БОЖЬЯ КОРОВКА
Такое ласковое название дали маленькому жучку. При опасности на его ножках выступают капли жидкости – «молочка». Это молочко ядовитое. Оно отпугивает врагов.Божью коровку легко узнать. У неё красная спинка с чёрными пятнышками. Увидеть её можно по всему земному шару.
Это насекомое необязательно красное, а ее раскраска в виде точек. Точки вообще могут отсутствовать, а вместо них на панцире могут красоваться полосы, узорные пятнышки или пятнышки в виде запятых. Самым распространенным типом считается семиточечный жук.
Яркая окраска помогает в борьбе за существование и нагоняет страх на врагов, чаще всего на птиц.
Жучок этот очень прожорлив. Ест он вредных для растений насекомых. Эти насекомые появляются с первой зеленью на деревьях. Тогда божья коровка и начинает неустанно трудиться. За день один жучок может съесть 200 тлей.
Зимой божья коровка спит. Спрячется в опавшие листья и сладко засыпает до будущей весны.
ЖУК – БОМБАРДИР
Удивительной системой самозащиты наделен жук-бомбардир. В случае опасности он выбрасывает из брюшка и направляет на врага струю едкой жидкости. В воздухе она с треском испаряется, образуя облако из неприятно пахнущего химического вещества. Такая взрывная жидкость жука оставляет на теле нападающего на него животного серьезные ожоги.Жук вырабатывает и хранит химические компоненты смеси в раздельных камерах. Смесь будет изготовлена только тогда, когда органы чувств жука дадут сигнал о приближении врага.
Почувствовав опасность, бомбардир мгновенно готовит смесь к бою. Химические компоненты как по команде поступают в специальную камеру, где и образуется взрывная смесь. Она с большой скоростью вырывается наружу. И жук-бомбардир метко стреляет в нужном направлении.
МУРАВЕЙ – ПУЛЯ
Муравей-пуля – один из самых опасных муравьев в мире. Свое название пуля они получили не просто так. Дело в том, что их укус по своим ощущениям сравнителен с огнестрельным ранением. Яд, который он впрыскивает при укусе, действует 24 часа и сопровождается сильнейшей болью.Интересен факт, что муравей-пуля умеет кричать, и делает это каждый раз, как только почувствует приближение опасности к своему жилищу.
В некоторых индейских племенах этот вид муравьёв участвует в обряде посвящения мальчиков в юноши. Этих насекомых вплетают в перчатки и надевают на руки, на 10 минут. Многочисленные укусы приводят к параличу конечностей. Задача мальчиков пройти это испытание и доказать, что он настоящий мужчина.
СВЕРЧОК
Основным врагом сверчка является летучая мышь. Ее полет бесшумен. Услышать ее приближение и спастись смогут лишь те, кто способен улавливать ультразвуковые сигналы. Как же спастись ночному сверчку вовремя охоты летучих мышей?Он наделен необходимым устройством для спасения — крошечным, но необыкновенно чувствительным рецептором. Этот миниатюрный живой «прибор» встроен в нервную систему сверчка. Он реагирует на частоту звука, издаваемого летучей мышью для ее ориентации в пространстве. Рецептор сверчка реагирует на эту частоту и испускает импульсы — сигналы тревоги, которые заставляют насекомое стремительно удаляться от источника звука.
Этот способ защиты работает только, когда сверчок находится в полете и может стать добычей летучей мыши. А в остальное время «прибор» не беспокоит своего владельца.