НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лобыгина О.Ю., Туктарова С.В., Госниц Л.Н., Марканова И.С. Проектная деятельность в системе поликультурного воспитания детей с целью сохранения и возрождения народных традиций

Библиографическое описание:

Лобыгина О.Ю., Туктарова С.В., Госниц Л.Н., Марканова И.С. Проектная деятельность в системе поликультурного воспитания детей с целью сохранения и возрождения народных традиций // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Аннотация:

Авторы статьи делятся опытом работы МБДОУ Детский сад № 4 «Березка» по поликультурному воспитанию, с целью сохранения народных традиций посредствам художественно - эстетического воспитания, которая может быть полезна педагогам дополнительного образования.

Ключевые слова: Поликультурное воспитание, народные традиции, интеграция образовательных областей, полихудожественный подход, толерантность.

Поликультурное воспитание – формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов). Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа и должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые развиваясь обогащают мировую педагогическую мысль.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые обществом нормы. Дошкольник должен общаться с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Это общение – мощный источник духовно – нравственного воспитания.

Наблюдения за природой, слушание народной музыки, чтение художественных произведений учат ребёнка сопереживать и обогащать его эмоциональный опыт. Одним из видов деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края, с народными традициями и культурой является интеграция изобразительного творчества, музыкального развития, драматизации.

Детская деятельность организуется с учётом возрастных особенностей детей, их интересов, склонностей, желаний. Мероприятия проводятся в игровой форме с обязательным использованием наглядного материала, воспитывая уважение к культуре и традициям народов проживающих на нашей территории. Проведя анализ национальности воспитанников, пришли к выводу, что детей русской национальности около 87,5%, хакасов 4,9%, татар 5.1%, других национальностей 2.5%, поэтому важен поликультурный подход к образованию. Одной из важнейших задач, стоящих перед образовательной организацией, в настоящее время является духовное нравственно-патриотическое воспитание, которое невозможно осуществить, без культурно-исторического опыта народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, и народному творчеству. Детский возраст – благоприятный период для приобщения к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры быта народа способствует сохранению традиций и обычаев.

Познание детьми культуры русского народа, народного фольклора, творчества находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.

В нашем ДОУ работа в этом направлении ведется в форме проектной деятельности. Педагоги с детьми и родителями разрабатывают проект продолжительностью не менее недели и в рамках этого проекта проводятся мероприятия по приобщению детей к народным традициям, культуре, быту. Так, в рамках проекта «Крестьянский двор», было проведено мероприятие «Весёлый петушок» в форме интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», на котором использовали полихудожественный подход, где предложили детям контур петушка, и разнообразный материал для нетрадиционного рисования. Одна подгруппа детей раскрашивали петушка, другая читали русские народные потешки, танцевали, пели народные песни, в итоге рассмотрели рисунок и по желанию исполнили песню с музыкальным сопровождением. На мероприятии «Во саду ли в огороде» дети с удовольствием рассматривали и сеяли семена, в это же время звучала русская народная музыка, дети исполняли песни, читали стихи.

Ознакомление детей с предметами быта хакасского народа, культурой хакасов было организованно в рамках проекта «Люблю тебя мой край родной». При организации мероприятий по данной теме опирались на парциальную программу «Из поколения в поколение» авторы составители С.И. Лалетина, А.Н. Батандаева, Л.А. Ильина, С.П. Ломкина, где главные персонажи бабушка Арина, дед Арчол являются путеводителями к истокам национальных традиций. На мероприятии в рамках проекта предлагали детям с помощью трафарета нанести на картонную рукавичку хакасский орнамент, при этом дети слушали музыку хакасского народа, читали стихи и исполняли песни. Продолжая работу по ознакомлению с бытом хакасского народа, прививали детям любовь к труду. В детском саду есть огород, птичий двор, где проводятся с детьми экспериментальная, исследовательская и игровая деятельность. После экспериментальной деятельности целесообразно переходить к изобразительной деятельности. Для этого возможно использование разнообразного материала для нетрадиционного рисования с детьми. С помощью ватных палочек, кистей, спонжей дети могут изображать хакасский орнамент, и во время рисования дети слушают хакасскую народную музыку, исполняют песню на хакасском языке с музыкальным сопровождением.

Традиции и обычаи татарского народа – это отдельная тема в большом разговоре на тему традиций и культур разных народов. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Национальная культура – это отражение души нации, его национального характера, самосознания.

По ознакомлению с культурой и бытом татарского народа детям было предложено знакомство с традициями татарского народа в рамках проекта «Культура татарского народа» (чтение татарских пословиц, поговорок, сказок, рисование по сказкам, аппликация-фартук, украшение узором – «ичики» (женские сапожки) ).

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления атрибутов национальной культуры, ознакомление с бытом и традициями народа важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса.

Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что роль народного искусства и традиции народных промыслов в воспитании детей огромна. Приобщая подрастающее поколение, рассказывая о жизни наших предков, об их нравах и обычаях не дадут народу забыть свою историю. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения.

Список литературы1. Л.П. Белая, Е.А. Вороткова, О.Ф. Горбунова «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнёрства» Абакан 2011.

2. С.И. Лалетина, А.Н. Батандаева, Л.А. Ильина, С.П. Ломкина«Из поколения в поколение» Абакан 2007.

3. Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада». Мозаика-Синтез Москва, 2014.
2023