НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Головнина О. В. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Тяга к познанию и постоянному освоению окружающего мира изначально заложена в человеке, а миру свойственна изменчивость. С первых шагов малыша начинается его знакомство с огромным миром предметов, явлений и отношений. Поэтому познавательное развитие всегда считалось основным направлением образования. Проблема познавательного развития широко освещена в трудах таких психологов и педагогов, как Венгер Л.А., Воронин А.Н., Волкова С.И., Дружинин В.М., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Столярова Н.М., Теплов Б.М. и многих других. И в принципах ФГОС ДО одно из первых мест отведено познавательному развитию ребёнка.
Отвечая требованиям времени и чаяниям родителей, дошкольная образовательная системы шлифует методы и приёмы, подбирая нетрадиционные и апробируя инновации. Вся эта работа направлена на реализацию «…Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности…».
Игра — универсальный метод получения и закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач познавательного развития.

Игровые методы и приёмы

Методы
Приемы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде:
- с ролями,
- игровыми действиями,
- соответствующим
игровым оборудованием.
-            внезапное появление объектов;
-           выполнение воспитателем игровых
действий;
-           загадывание и отгадывание загадок;
-           введение элементов соревнования;
-           создание игровой ситуации.

Сущность развивающей игры заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Игру используют и как одну из форм обучения, и как средство закрепления знаний.
Развивающая дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно знакомить с окружающим миром, формировать новые навыки, обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления. Развивается логическое мышление, речь, память, внимание. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
В повседневной жизни дошкольника используются различные виды игр. Например:
Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.
Игры – типа «угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.
Игры – типа «чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.
Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры.
Разнообразны и задачи, ставящиеся в дидактических играх. Так, например, в игре «Узнай по голосу» стоит задача развития у детей фонематического слуха; в игре «Из чего сделаны вещи?» детям даются представления о том, из каких материалов изготовлены окружающие предметы, воспитывается бережное отношение в вещам. В число игр, любимых детьми старшего дошкольного возраста входят шашки, предполагающие выполнение значительного количества правил. Здесь требуются не только интеллектуальные, но и волевые и нравственные качества.
Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых до самых сложных.
Исходя из выше изложенного, мною была определена цель проекта:
Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры.
Задачи:
- определение условий использования развивающих игр как средства познавательного развития;
- разработка перспективного планирования по использованию развивающих игр для каждой возрастной группы;
- создание картотеки развивающих игр, направленных на развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- планирование работы с родителями по развитию познавательных способностей детей посредством развивающих игр.
Работа с детьми включала следующие направления:
1.       Развитие познавательного интереса, исследовательских навыков и поисковой активности через формирование навыков:
- поиска общего и противоположного;
- определение зависимостей и закономерностей, достоинств и недостатков;
- классификации и систематизации;
-создание новых комбинаций из частей и элементов, букв, деталей, предметов.
2.       Развитие памяти, воображения, внимания, креативности мышления, речи детей.
3.       Развитие навыков общения.
4.       Воспитание у детей чувства доброжелательности и взаимопомощи.
Для эффективности проводимых мероприятий использовалась максимально разнообразная организационно-сюжетная основа непосредственной образовательной деятельности. Варианты организации игровых заданий предусматривали использование:
- сказочных героев и сюжеты сказок;
- фольклорных персонажей;
- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
- участие литературных персонажей;
- известных и придуманных детьми игр;
- сюжетных и пейзажных картин;
- специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик, панно.
Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методы и приёмы, которые носили развивающий характер.
Методы:
·          игровой;
·          наглядный;
·          словесный;
·          практический;
·          проблемный;
·          оценочный;
·          создание воспитывающих ситуаций;
·          эмоциональное воздействие.
Приёмы:
·          анализ и установление причинно-следственных связей
·          проблемные вопросы и ситуации
·          художественное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки)
·          пальчиковые игры
·          психогимнастика
·          самостоятельное моделирование
·          коллективная работа детей
·          физминутки
·          сюрпризный момент
·          проблемная ситуация
Условия реализации программы:
·          Создание предметной развивающей среды.
·          Использование развивающих дидактические игр, создание картотеки игр.
·          Планирование совместной деятельности с детьми.
·          Изготовление материалов для игровой деятельности.
·          Организация мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.
При составлении программы использованы авторские технологии и методики развивающего обучения:
1.       Игры на плоскостное моделирование (головоломки): «Танграм», «Колумбово яйцо»;
2.       Игры на объёмное моделирование: «Уголки», «Уникуб», «Сложи узор»;
3.       Игры на трансформацию: «Игровой квадрат», «Змейка», «Клубок», «Куб».
4.       Игры на составление целого из частей: «Чудо-цветик», «Соты Кайе», «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник»;
5.       Игры на освоение счёта: «Счётные палочки Кюизенера»;
6.       Игры на выявление свойств «Логические блоки Дьёнеша»;
7.       Развивающие игры В.В. Воскобовича.
8.       Игры ТРИЗ –технологии.
Программа реализуется в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Постепенное включение игр в режимные моменты, совместную и самостоятельную деятельность детей, использование их как часть занятия, помогло заметить, что детям стало очень интересно, это и стало основанием для создания моего опыта работы. На родительском собрании познакомила родителей с идеей создания «Центров развития детских интересов», с использованием развивающих игр, в группу стали приобретаться игры разной направленности.
Одним из условий полноценного развития познавательных способностей детей - развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной, безопасной, и ей в группе отведена особая роль, она организована таким образом, что учитывает потребности каждого ребёнка.
В группе выделено место для развивающих игр. Совместно с родителями были изготовлены и приобретены разнообразные развивающие игры для детей. Постепенно накопилось много игрового материала для занятий по всем видам деятельности. Для родителей были созданы картотеки игр и разработаны рекомендации по их проведению.
Использование игр в детском саду и дома, функционирование в созданной совместно с родителями развивающей предметно-пространственной среде в группе способствуют развитию у ребёнка чувства комфортности, уверенности в себе, дают ему возможность испытывать и использовать свои способности; стимулируют проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. При этом учтены возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики детей. Ребёнок имеет возможность сам решить, во что ему играть.
Проделанная работа дала следующие результаты:
- дети успешно познают окружающую действительность,
- обладают высокой поисковой активностью,
- владеют разными формами и видами игр,
- различают условную и реальную ситуации,
- умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, что соответствует целевым ориентирам, предъявляемым ФГОС ДО к дошкольнику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2.      Бакшеева, Н.П. Развитие познавательной активности дошкольников средствами ТРИЗ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. Т. 2.- № 4 (6). С. 24-26.
3.      Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье. / С.Браун, К. Воган, // Манн, Иванов и Фербер (МИФ). 2015.
4.      Брежнева, Е. А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников //Дошкольное воспитание, – 1998 - № 2. – С.13.
5.      Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Психология. М.: Просвещение, 2008. – 486 с.
6.      Долгова, В.И., Апплеева, И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 6 (136).
7.      Евсеева, Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста – 2016. - № 5. – С. 583-586.
8.      Запорожец, А.В. Развитие мышления. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – Том 1 – 492 с.
9.      Трегубова, Т.Е. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. // Педагогические науки – 2012 - № 1 – С. 42-43.
10.  Шишкина, О.В. Изучение творческого потенциала дошкольников (воображение и креативность). // В сборнике: Психологическое знание в контексте современности: теория и практика сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 февраля 2013 года) // под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. – Йошкар-Ола – 2013 – С. 241-244.
2021