Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Боева Н.А. Назад в будущее – модель «перевернутого класса» в профессиональном образовании

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Неизбежное внедрение цифровых технологий в учебный процесс требует пересмотра существующей педагогической теории, опирающейся на вербальное изложение передачи знаний. Учитывая внушительное количество информации, доступной студентам благодаря интернету, очевидно, что преподаватель уже не является единственным источником знаний. Для повышения качества образования необходимо внедрение новых подходов к обучению, более приспособленных к потребностям сегодняшних студентов. Кроме того, ключевым фактором развития современного общества являются инновации. Чтобы ответить на вызовы будущего, необходимо готовить студентов к профессиям, которые еще не существуют, к технологиям, которые еще не изобретены, к решению проблем, которые невозможно представить. В условиях постоянных экономических и социальных изменений весьма важно научить студентов учиться самостоятельно, обновлять свои знания на протяжении всей жизни, постоянно повышать квалификацию. В этой связи перед преподавателем встает трудная задача выбора способов и форм организации образовательной деятельности, реализация которых в конкретных условиях образовательного учреждения даст высокий уровень качества подготовки студентов.
На протяжении нескольких лет психологи и ученые из разных областей все чаще говорят о том, что лекция является одной из самых неэффективных форм обучения. Как правило, во время лекции усваивается не более 15-20% информации. А чего еще можно ждать от пассивного слушания? И сегодня одной из наиболее интересных моделей обучения является концепция «перевёрнутого класса»
Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне образовательной организации: преподаватель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.
Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов(podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting). Прежде чем переходить к деталям, давайте разберемся с ключевыми понятиями.
Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который создатель (преподаватель) рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.
Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.
Преводкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором преподаватель создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена.
М. Лебрен, один из авторов книги «Перевернутая педагогика», пишет, что перевернутое обучение по сути не является новым методом, а скорее представляет собой новый образ мышления, целью которого является оптимизация аудиторной работы со студентами благодаря внеаудиторной деятельности, направленной на углубленное изучение предмета
Несмотря на то, что термин “перевернутый класс” стал использоваться сравнительно недавно, некоторые его принципы применялись преподавателями уже давно. В частности, Э. Мазур, преподаватель физики Гарвардского университета США, заранее давал студентам материал лекций, чтобы они пришли на занятие подготовленными, по крайней мере, ознакомившись с новыми концепциями и терминологией. В начале занятия Мазур проводил небольшой опрос, результаты которого были сигналом для преподавателя, насколько усвоен учебный материал, на какие вопросы следует обратить особое внимание, затем в минигруппах проходило углубленное изучение материала и решение задач. В отличие от традиционных лекций по физике Мазур не показывал решение аналогичных задач, побуждая студентов обдумывать и применять общие принципы и теории в различных ситуациях. Промежуточные и итоговые тестирования, проводимые Мазуром, продемонстрировали более высокий уровень освоения учебного материала по сравнению с традиционным методом обучения.
Термин «перевернутый класс» был впервые употреблен в 2007 году, когда два учителя химии средней школы в США Д. Бергман и А. Сэмс стали раздавать своим учащимся не напечатанные материалы, а видеоуроки, по которым можно было изучить дома новый учебный материал. Школа, в которой работали Бергман и Сэмс, находилась в сельской местности; ученики часто пропускали занятия. Чтобы сэкономить свое время и не проводить дополнительных уроков с отсутствующими, учителям пришла в голову мысль записывать свои уроки на видео. Таким образом, ученики, пропустившие урок, могли посмотреть видеозапись этого урока дома в удобное для них время. Ученики с воодушевлением восприняли предлагавшийся им подход самостоятельного изучения материала занятий. Более того, видеоуроки стали пересматривать и те, кто был на занятии, особенно в период подготовки к экзаменам. По словам Бергмана и Сэмса в результате эксперимента существенно снизилось количество неуспевающих учеников. Успех видеоуроков послужил импульсом для дальнейшей разработки и экспериментальной апробации данной идеи в плане поиска путей оптимальной доставки учебного контента.
В настоящее время выделяют несколько форм «перевернутого обучения». Классическая модель перевернутого обучения предполагает предварительное ознакомление студента с теоретическим материалом предстоящего занятия. Материалы для подготовки могут быть даны как в виде опорного конспекта лекций или параграфа учебника, так и в виде слайдов, видео и аудио документов. В аудитории преподаватель организует обсуждение изученного материала, объясняет сложные моменты, отвечает на вопросы, использует интерактивные методы обучения. Следует отметить, что несмотря на то, что обучение частично проводится дистанционно, данная модель продолжает напоминать традиционную систему образования и носит транслирующий характер: сначала изучаются теории, концепции и модели, а затем их практическое применение. Следующая модель «перевернутого обучения», условно названная «продвинутой», также предусматривает два этапа – внеаудиторный и аудиторный и предполагает постепенное усложнение уровня заданий и расширение видов деятельности. В ходе предварительной подготовки студенты самостоятельно осуществляют поиск информации по заданной теме, читают статьи, смотрят видео, в минигруппах или индивидуально готовят тезисы, которые они будут представлять в аудитории, вопросы для дебатов или круглого стола. Результаты работы они размещают на совместной электронной платформе, чтобы преподаватель и другие студенты имели возможность заранее с ними ознакомиться и лучше подготовиться к занятию. Таким образом, осуществляется мониторинг самостоятельной работы каждого студента. В аудитории осуществляются презентация подготовленных тезисов, обсуждение прочитанного материала, аргументированный анализ работы каждой группы, создание общей концептуальной картины на основе мнений, комментариев, высказанных суждений, либо мини-коллоквиум, в котором одна группа делает презентацию, а другая организует дебаты.
Таким образом, при данном подходе меняется характер знаний. Если в традиционной педагогике знание дается в готовом виде, структурированное, логически выстроенное, то «перевернутое обучение» требует активного участия студента в его нахождении, осмыслении, переработке для дальнейшего использования, что стимулирует интерес к изучаемому предмету, провоцирует студента к самостоятельному мышлению, расширению границ познания предмета. Меняется также роль преподавателя. Преподаватель становится консультантом, организатором различных видов деятельности студента, сопровождающим при формировании определенных компетенций, руководителем и куратором работ, менеджером, модератором
Необходимо подчеркнуть, что перевернутое обучение не является абсолютно новым методом, оно пересекается с различными подходами, такими как личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, компетентостный подход, системнодеятельностный подход. Анализируя применимость данного метода в условиях России, необходимо, прежде всего, отметить, что в существующих образовательных стандартах РФ большое количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. При этом отечественные исследователи отмечают, что самой большой проблемой абитуриентов, особенно с низким уровнем школьной подготовки, является их неумение и нежелание систематически выполнять домашние задания, далеко не каждый студент умеет работать с учебной литературой, может выделить главную мысль, понять прочитанное. В то же время «перевернутое обучение» предусматривает значительное увеличение объема самостоятельной работы студентов, что требует высокого уровня мотивации, самостоятельности, сознательности, активного участия в обучении, к чему студенты не всегда готовы, поэтому велика вероятность сопротивления нововведениям.
Считаю нужным подчеркнуть, что внедрение технологии «перевернутого класса» в учебный процесс усложнит работу преподавателей, потребует освоить новые педагогические приемы, изучить специфику специальности будущих выпускников, подготовить новые материалы, создать мультимедийный контент; но этот труд окупится повышением качества подготовки студентов.

Библиографический список

1.       https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka
2.       А. Ищенко «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения» [Электронный ресурс]: статья – Учительская газета, 2014 г. http://www.ug.ru/method_article/876
3.       Н.В. Тихонова «Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения» [Электронный ресурс]: статья - Казанский педагогический журнал №2, 2018 г. https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologiya-perevernutyy-klass-v-vuze-potentsial-i-problemy-vnedreniya
2019