Библиографическое описание:
Бобкова Н.Г. Формирование поликультурной компетенции на занятиях французского языка средствами литературы // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Аннотация. Вцентре внимания автора статьирассматриваются литературные произведения как методический и мотивирующий потенциал, который обладает существенными возможностями в обучении иностранным языком. Использование литературных произведений в учебном процессе позволяет развивать помимо коммуникативной компетенции и поликультурную компетенцию. Формирование поликультурной компетенции входит также в развитие духовно-нравственного воспитания личности. Испытываемые эмоции воздействуют на внутренние мотивы обучающихся, тем самым обеспечивая хорошую мотивацию изучаемого предмета. Французская литература способствует благоприятному психологическому климату. Активное художественное восприятие предполагает развитие языковой личности и поликультурной компетенции.
Ключевые слова: компетенция, литература, поликультурная компетенция, поликультурность, социокультурное достояние.
Известно, что понятие «компетенция» шире таких понятий как «знания, умения и навыки». Отражая целостность и интегральную сущность результатов образования на любом уровне и в любом аспекте, компетенция определяется как интегральная характеристика личности, определяющая ее способности решать проблемы, которые возникают в повседневной жизни на основе использования знаний, школьного и жизненного опыта [1, с.90].
В современном мире население все большего количества государств становится поликультурным: этнокультурные и религиозные группы, исповедующие различные культурные установки, морально-нравственные и этические ценности сосуществуют и взаимодействуют в таких национальных государствах, как Франция, Германия и Великобритания. Проблема поликультурности стала сегодня актуальной и для Франции. Актуальность статьи вызвана также интересом к культуре и обычаям страны изучаемого языка, в частности к Франции. Не секрет, что знание фольклора: пословиц и поговорок, сказок, народных песен, примет расширяет наш страноведческий кругозор, представление о стране изучаемого языка, дает понимание ее истории, нравов, обычаев и традиций. Однако, с каждым годом все труднее заинтересовать детей изучением такого сложного по своей структуре языка.
Актуальность статьи заключается в том, что учащихся необходимо приобщать к литературе как искусству слова, пробуждать интерес к чтению художественных произведений, повышать общую языковую культуру обучающихся. Освоение явлений мировой литературы XX-XXI столетий; формирование нравственных позиций и обогащение духовного мира личности, воспитание филологической культуры школьников посредством ознакомления с классическими художественными произведениями и произведениями новейшей зарубежной литературы.
В круг предметов, изучаемых в средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывается возможность познакомить обучающихся с творчеством писателей мировой литературы. Учащиеся изучающие французский язык как второй иностранный проявляют интерес к французскому языку, культуре и литературе Франции, выходя за учебные рамки предмета, например, участвуют в конкурсах исследовательского характера, олимпиадах, научно - практических конференциях. Организация исследовательской работы в школе - это одно из требований стандарта общего образования второго поколения. С целью формирования исследовательских компетенций учащихся через участие в вышеперечисленных мероприятиях мною создана методическая разработка факультативного курса «Современная литература Франции от сюрреализма до постмодернизма».
Французская литература оказала значительное влияние на мировую литературу, она занимает центральное положение в интеллектуальном и художественном развитии всей Европы. Уже в XII веке ей принадлежало передовое значение, т к «Песня о Роланде», национальном герое Франции, стала источником вдохновения для итальянской, скандинавской, английской и немецкой литератур. Французская литература XX века испытала на себе влияние исторических событий века, которому были свойственны политические, философские, нравственные и художественные кризисы. Современное состояние литературы или постмодернизм – ведущее направление в литературе XX века. В большей мере постмодернизм проявил себя в художественном творчестве. Метасемантика романов писателей постмодернизма обеспечивается понимаем творчества как игры, главным приемом которой становится интертекстуальность, позволяющая им стать не столько «эхокамерой» (Ролан Барт) когда - то существовавшего, комбинацией цитат, сколько подчеркивает цикличность культуры, побуждает читателя вступать в диалог с другими культурными эпохами.
Систематически вовлекая обучающихся во внеурочную деятельность по предмету происходит формирование исследовательских компетенций, развиваются креативные способности детей, повышается уровень коммуникативной культуры учащихся, происходит приобщение к миру науки.
Новым подходом в организации внеурочной деятельности выступают исследовательская деятельность и исследовательские компетенции обучающихся в начальном, среднем и общем образовании. Организация исследовательской работы в школе является одним из требований стандарта общего образования второго поколения. В качестве одного из приоритетных направлений была выбрана работа по формированию исследовательских компетенций через участие в научно - практических конференциях, т.к. выявление потенциала научного творчества школьника – первостепенная задача современной школы.
Практическая значимость моей методической разработки заключаются в том, что ее результаты используются в лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах школьной практики преподавания зарубежной литературы, НПК различного уровня. Материалы исследования, статьи являются учебным пособием при написании школьниками докладов для научно-практических конференций. Организация учебно - исследовательской работы с учащимися востребована, результативна и носит системный характер. Работа по исследовательской деятельности проводится индивидуально, что находит свою реализацию в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Учащиеся ЛГ №3, изучающие французский язык неоднократно становились победителями и призерами Региональной НПК «Неконференция: Франция и Германия в современном поликультурном обществе», Республиканской НПК «Сибирская весна», НПК молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийской НПК.
Таким образом, с помощью зарубежной литературы на занятиях французского языка происходит увеличение количества обучающихся, желающих изучать французский язык, его культуру. Активизация участия в публичных образовательных мероприятиях по французскому языку и увеличение количества обучающихся, ставших победителями и призерами мероприятий муниципального, республиканского, регионального и всероссийского уровней. Кроме того, происходит освоение явлений мировой литературы XX - XXI столетий; представление о сложности, противоречивости художественных исканий писателей, их зависимости от политической и эстетической ориентации деятелей культуры и социально – политической ситуации в мире; формируются нравственные позиции и обогащается духовный мир личности, происходит воспитание филологической культуры школьников посредством ознакомления с произведениями новейшей зарубежной литературы.
Библиографический список
1. Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание// Дискуссия. Журнал научных публикаций.
2. Бешукова Ф.Б., Хачмафова З.Р. Постмодернистские текстовые стратегии в пространстве литературной коммуникации // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 3 (202), 2017.
3. Гваттари Ф. Ризома. Философия эпохи постмодернизма. – Минск.1996. 52 с.
4. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов. – М.: Издательство: Литагент Флинта, 2014. – 216 с.
5. Кучменко М.А. Принцип ризомы как структурообразующий фактор постмодернистского текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2014.
6. Макаркин А.В. Россия, которой мы не теряли. Борис Акунин создает эпос нового типа // Сегодня. – 2008. – №7. – С. 5.
7. Постмодернизм. Словарь терминов. [Электронный ресурс] URL: https://postmodernism.academic.ru/112/%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BC%D0%B0 (дата обращения: 16.07.2023).
Бобкова Н.Г. Формирование поликультурной компетенции на занятиях французского языка средствами литературы // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Аннотация. Вцентре внимания автора статьирассматриваются литературные произведения как методический и мотивирующий потенциал, который обладает существенными возможностями в обучении иностранным языком. Использование литературных произведений в учебном процессе позволяет развивать помимо коммуникативной компетенции и поликультурную компетенцию. Формирование поликультурной компетенции входит также в развитие духовно-нравственного воспитания личности. Испытываемые эмоции воздействуют на внутренние мотивы обучающихся, тем самым обеспечивая хорошую мотивацию изучаемого предмета. Французская литература способствует благоприятному психологическому климату. Активное художественное восприятие предполагает развитие языковой личности и поликультурной компетенции.
Ключевые слова: компетенция, литература, поликультурная компетенция, поликультурность, социокультурное достояние.
Известно, что понятие «компетенция» шире таких понятий как «знания, умения и навыки». Отражая целостность и интегральную сущность результатов образования на любом уровне и в любом аспекте, компетенция определяется как интегральная характеристика личности, определяющая ее способности решать проблемы, которые возникают в повседневной жизни на основе использования знаний, школьного и жизненного опыта [1, с.90].
В современном мире население все большего количества государств становится поликультурным: этнокультурные и религиозные группы, исповедующие различные культурные установки, морально-нравственные и этические ценности сосуществуют и взаимодействуют в таких национальных государствах, как Франция, Германия и Великобритания. Проблема поликультурности стала сегодня актуальной и для Франции. Актуальность статьи вызвана также интересом к культуре и обычаям страны изучаемого языка, в частности к Франции. Не секрет, что знание фольклора: пословиц и поговорок, сказок, народных песен, примет расширяет наш страноведческий кругозор, представление о стране изучаемого языка, дает понимание ее истории, нравов, обычаев и традиций. Однако, с каждым годом все труднее заинтересовать детей изучением такого сложного по своей структуре языка.
Актуальность статьи заключается в том, что учащихся необходимо приобщать к литературе как искусству слова, пробуждать интерес к чтению художественных произведений, повышать общую языковую культуру обучающихся. Освоение явлений мировой литературы XX-XXI столетий; формирование нравственных позиций и обогащение духовного мира личности, воспитание филологической культуры школьников посредством ознакомления с классическими художественными произведениями и произведениями новейшей зарубежной литературы.
В круг предметов, изучаемых в средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывается возможность познакомить обучающихся с творчеством писателей мировой литературы. Учащиеся изучающие французский язык как второй иностранный проявляют интерес к французскому языку, культуре и литературе Франции, выходя за учебные рамки предмета, например, участвуют в конкурсах исследовательского характера, олимпиадах, научно - практических конференциях. Организация исследовательской работы в школе - это одно из требований стандарта общего образования второго поколения. С целью формирования исследовательских компетенций учащихся через участие в вышеперечисленных мероприятиях мною создана методическая разработка факультативного курса «Современная литература Франции от сюрреализма до постмодернизма».
Французская литература оказала значительное влияние на мировую литературу, она занимает центральное положение в интеллектуальном и художественном развитии всей Европы. Уже в XII веке ей принадлежало передовое значение, т к «Песня о Роланде», национальном герое Франции, стала источником вдохновения для итальянской, скандинавской, английской и немецкой литератур. Французская литература XX века испытала на себе влияние исторических событий века, которому были свойственны политические, философские, нравственные и художественные кризисы. Современное состояние литературы или постмодернизм – ведущее направление в литературе XX века. В большей мере постмодернизм проявил себя в художественном творчестве. Метасемантика романов писателей постмодернизма обеспечивается понимаем творчества как игры, главным приемом которой становится интертекстуальность, позволяющая им стать не столько «эхокамерой» (Ролан Барт) когда - то существовавшего, комбинацией цитат, сколько подчеркивает цикличность культуры, побуждает читателя вступать в диалог с другими культурными эпохами.
Систематически вовлекая обучающихся во внеурочную деятельность по предмету происходит формирование исследовательских компетенций, развиваются креативные способности детей, повышается уровень коммуникативной культуры учащихся, происходит приобщение к миру науки.
Новым подходом в организации внеурочной деятельности выступают исследовательская деятельность и исследовательские компетенции обучающихся в начальном, среднем и общем образовании. Организация исследовательской работы в школе является одним из требований стандарта общего образования второго поколения. В качестве одного из приоритетных направлений была выбрана работа по формированию исследовательских компетенций через участие в научно - практических конференциях, т.к. выявление потенциала научного творчества школьника – первостепенная задача современной школы.
Практическая значимость моей методической разработки заключаются в том, что ее результаты используются в лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах школьной практики преподавания зарубежной литературы, НПК различного уровня. Материалы исследования, статьи являются учебным пособием при написании школьниками докладов для научно-практических конференций. Организация учебно - исследовательской работы с учащимися востребована, результативна и носит системный характер. Работа по исследовательской деятельности проводится индивидуально, что находит свою реализацию в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Учащиеся ЛГ №3, изучающие французский язык неоднократно становились победителями и призерами Региональной НПК «Неконференция: Франция и Германия в современном поликультурном обществе», Республиканской НПК «Сибирская весна», НПК молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийской НПК.
Таким образом, с помощью зарубежной литературы на занятиях французского языка происходит увеличение количества обучающихся, желающих изучать французский язык, его культуру. Активизация участия в публичных образовательных мероприятиях по французскому языку и увеличение количества обучающихся, ставших победителями и призерами мероприятий муниципального, республиканского, регионального и всероссийского уровней. Кроме того, происходит освоение явлений мировой литературы XX - XXI столетий; представление о сложности, противоречивости художественных исканий писателей, их зависимости от политической и эстетической ориентации деятелей культуры и социально – политической ситуации в мире; формируются нравственные позиции и обогащается духовный мир личности, происходит воспитание филологической культуры школьников посредством ознакомления с произведениями новейшей зарубежной литературы.
Библиографический список
1. Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание// Дискуссия. Журнал научных публикаций.
2. Бешукова Ф.Б., Хачмафова З.Р. Постмодернистские текстовые стратегии в пространстве литературной коммуникации // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 3 (202), 2017.
3. Гваттари Ф. Ризома. Философия эпохи постмодернизма. – Минск.1996. 52 с.
4. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов. – М.: Издательство: Литагент Флинта, 2014. – 216 с.
5. Кучменко М.А. Принцип ризомы как структурообразующий фактор постмодернистского текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2014.
6. Макаркин А.В. Россия, которой мы не теряли. Борис Акунин создает эпос нового типа // Сегодня. – 2008. – №7. – С. 5.
7. Постмодернизм. Словарь терминов. [Электронный ресурс] URL: https://postmodernism.academic.ru/112/%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BC%D0%B0 (дата обращения: 16.07.2023).