Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf
Цель: Обобщить знания детей о русской народной игрушке:
климовской, богородской, дымковской, семеновской матрешке, тряпичной кукле, кукле из соломы, из веревки.
Задачи:
учить различать разные технологии изготовления игрушек
продолжать воспитывать детей на русских народных традициях
формировать эстетическое отношение к окружающему миру
показать связь между всеми видами народного творчества: народными
промыслами, русским фольклором ( песнями, потешками, прибаутками).
Материал: 5 столов, накрытых скатертями, наборы игрушек: климовских, богородских, дымковских, семеновских и загорских матрешек, куклы: тряпичные, веревочные, соломенные. Музыкальный центр, диски с записями русских народных песен, русские народные костюмы для детей - участников ярмарки. Проектор, экран, ноутбук
Ведущая в русском народном костюме, скоморохи.
В зале центральная стена украшена павло- посадскими платками. Вдоль стены столы, на которых расставлены народные игрушки. Рядом со столами стоят дети в русских народных костюмах – это продавцы игрушек. Остальные дети сидят по другую сторону зала.
Звучит аудиозапись мелодии «А я по лугу», дети входят в зал.
Ведущая:
Сегодня мы пришли с вами на ярмарку, где продают игрушки. А игрушки эти не простые, они изготовлены замечательными русскими мастерами. Дети вместе с ведущей обходят столы, рассматривают игрушки. Садятся на стульчики.
Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке? Дети отвечают.
В зал вбегают скоморохи с трещотками, колокольчиками.
1-й скоморох:
Расступись – ка, народ
Это ярмарка идет!
2 -й скоморох:
И начнется всем потеха,
Много радости и смеха!
1-й скорморох:
Заходите, заходите,
К нам на ярмарку, друзья!
Люди добрые, спешите!
Пропустить ее нельзя!
2-й скоморох:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары бары,
Всяки разные товары!
Здесь игрушки продают
За рупь, за два их отдают!
Ведущий: - А что же это за игрушки?
1-й скоморох: - А про то вам расскажут детишки!
Дети младшей группы – продавцы климовских игрушек. (читая стихи, держат в руках ту игрушку, о которой идет речь в стихотворении).
1-й ребенок:
Серенькая кошечка села на окошечко,
Хвостиком махала, деток подзывала:
- Где мои ребятки, серые котятки?
Спать пора ребяткам, сереньким котяткам.
2 –й ребенок:
Нет таких на свете дел,
Чтоб я сделать не сумел.
Посмотрите, убедитесь,
Как я ловок, как я смел!
Деревянный я мальчишка,
Про меня смешная книжка,
Я – веселый Буратино!
Очень смелый Буратино!
3 –й ребенок:
Вот какой паровоз
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез
Будто настоящий.
Ведущая: Посмотрите, ребята, какие это веселые игрушки. Они приводятся в движение с помощью шарика. Потянешь за шарик и петрушка начинает плясать, курочки клевать.
На экране – разные климовские игрушки)
Затем все дети младшей группы участвуют в хороводной игре: "Заинька, попляши!»
Дети средней группы представляют игрушки богородских мастеров.
1 –й ребенок:
Ой, вы гости, господа!
К нам пожалуйте сюда!
На наш богородский товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
2 – й ребенок:
Полюбуйтесь, у меня медведица купает медвежонка!
Мишка косолапый
Все испачкал лапы.
Мама в бочку посадила
Долго мылом лапы мыла.
А мишук хохочет,
Лапы мыть не хочет.
3 –й ребенок: А у меня белочка – затейница колет орешки.
Белка шла, шла, шла
И топор в лесу нашла.
«Мой топорик лучше всех,
Расколоть помог орех.»
Я топориком стучу,
Расколоть орех хочу.
«Мой топорик лучше всех
Расколоть помог орех».
4 - й ребенок: Поглядите, а у меня зайка тянет морковку!
Зайка – зайчушко,
Беленькое ушко,
В огород пошел
Там морковку нашел.
И за хвост морковку
Тянет очень ловко.
5-й ребенок: Полюбуйтесь, а на моей дощечке куры быстро, быстро зерно клюют:
Стук - стук, стук - стук,
Вышли курочки на луг.
На лугу-то трава
Зелена мурава!
Вед.: - Эти замечательные игрушки называются богородскими, по названию села Богородского Московской области, где их делали. А изготавливали эти игрушки из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом фигурку животного. Особенно богородские мастера любили вырезать медведей. Ведущая демонстрирует детям разные богородские игрушки. И такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют. Потянешь за две планочки - и вот уже медведь дрова рубит. Демонстрирует игрушку. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, не правда ли, ребята? Много радости они приносят детям, и за то им большое спасибо!
( на экране - богородские игрушки)
Скоморохи: Ай – да молодцы богородские мастера, порадовали нас своими забавами. А что ж это за ярмарка без веселого хоровода?
Дети средней группы исполняют хороводный танец: «Ходит Ваня…»
Торговцы дымковской игрушки – дети старшей группы:
На наш товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
1-й ребенок, держа дымковскую игрушку:
Наши игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки:
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
И идет о Дымке слава,
Заслужив его по праву!
Вед: Ребята, это дымковские игрушки, их и по сегодняшний день делают в селе Дымково. Эти игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Вот эту глину- то и превращали мастера в веселые игрушки. Сначала они лепили фигурку, потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой. Затем обожженные фигурки обмакивали в специальную смесь молока и мела. Фигурки становились белыми и на это покрытие хорошо ложились яркие краски. Игрушка эта яркая, нарядная, поэтому ее и называют удивительным чудом.
2 - й ребенок держит в руках дымковского коня:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
3- й ребенок показывает барашка:
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень!
Барашек – свисток, левый рог – завиток,
Правый рог – завиток, на груди – цветок!
4 –й ребенок держит птичку:
Голосисты наши пиццы
И нарядны, словно ситцы!
Фью – ти, фью – ти, фью – ти, фью
Фью – ти, фью – ти, гнезда вью!
Кто – то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны!
5- й ребенок держит дымковского индюка:
Индя – индя – индюшок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой,
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост:
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя!
6 - ой ребенок похваляется дымковской барышней:
Наши руки крендельком,
Щеки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
Дымковские барышни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши!
7- й ребенок:
Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте!
Нет игрушек краше
Дымковской игрушки нашей!
(на экране – дымковские игрушки)
1-й скоморох: Ай да купцы – молодцы! Хорошие товары для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр?
2-й скоморох: На ярмарке нашей игр разных - тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!
Проводится русская народная игра «Плетень» (дети старшей группы)
1- й скоморох:
Пойдем– ка дальше по базару
Посмотреть кой - какого товару!
Подходят к столу, на котором выставлены матрешки.
1-й ребенок:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситца и шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки!
2-й ребенок:
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри – то не пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая в ней куколка шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры - куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – восемь!
Ведущая: Самой любимой игрушкой в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10 – 12 куколок. Вначале делается самая маленькая неразъемная. Затем все фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Наиболее известны семеновские, загорские и полхов – майданские матрешки. Все они отличаются росписью, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
( на экране – семеновские, полхов- майданские, загорские матрешки)
1-й ребенок:
Словно репка она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка!
Скоморохи: Ай- да чудо игрушки! ай- да ярмарка игрушек! Да только, что это за ярмарка без частушек веселых задорных!
Скоморохи вместе с девочками подготовительной группы исполняют частушки:
Девочки- беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили
Молоком умылися
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко,
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Я цветочек вышила, Если б не было воды
«Жу- жу – жу» услышала. Не было бы кружки,
Села пчелка на цветок - Если б не было девчат,
Мастерица на утек! Кто бы пел частушки?
Затем дети подготовительной группы исполняют песню: «К нам гости пришли…»
Ведущая: Вот и побывали мы с вами на ярмарке русской народной игрушки.
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
Скоморохи:
Приглашаем всех на чай!
С пряниками, сушками,
Пышными ватрушками!
Дети под русскую народную музыку «Светит месяц» покидают зал.
Библиографический список