Цель: Обобщить знания детей о русской народной игрушке: климовской, богородской, дымковской, семеновской матрешке, тряпичной кукле, кукле из соломы, из веревки. Задачи: учить различать разные технологии изготовления игрушек продолжать воспитывать детей на русских народных традициях формировать эстетическое отношение к окружающему миру показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором ( песнями, потешками, прибаутками). Материал: 5 столов, накрытых скатертями, наборы игрушек: климовских, богородских, дымковских, семеновских и загорских матрешек, куклы: тряпичные, веревочные, соломенные. Музыкальный центр, диски с записями русских народных песен, русские народные костюмы для детей - участников ярмарки. Проектор, экран, ноутбук Ведущая в русском народном костюме, скоморохи. В зале центральная стена украшена павло- посадскими платками. Вдоль стены столы, на которых расставлены народные игрушки. Рядом со столами стоят дети в русских народных костюмах – это продавцы игрушек. Остальные дети сидят по другую сторону зала. Звучит аудиозапись мелодии «А я по лугу», дети входят в зал. Ведущая: Сегодня мы пришли с вами на ярмарку, где продают игрушки. А игрушки эти не простые, они изготовлены замечательными русскими мастерами. Дети вместе с ведущей обходят столы, рассматривают игрушки. Садятся на стульчики. Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке? Дети отвечают. В зал вбегают скоморохи с трещотками, колокольчиками. 1-й скоморох: Расступись – ка, народ Это ярмарка идет! 2 -й скоморох: И начнется всем потеха, Много радости и смеха! 1-й скорморох: Заходите, заходите, К нам на ярмарку, друзья! Люди добрые, спешите! Пропустить ее нельзя! 2-й скоморох: Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары бары, Всяки разные товары! Здесь игрушки продают За рупь, за два их отдают! Ведущий: - А что же это за игрушки? 1-й скоморох: - А про то вам расскажут детишки! Дети младшей группы – продавцы климовских игрушек. (читая стихи, держат в руках ту игрушку, о которой идет речь в стихотворении). 1-й ребенок: Серенькая кошечка села на окошечко, Хвостиком махала, деток подзывала: - Где мои ребятки, серые котятки? Спать пора ребяткам, сереньким котяткам. 2 –й ребенок: Нет таких на свете дел, Чтоб я сделать не сумел. Посмотрите, убедитесь, Как я ловок, как я смел! Деревянный я мальчишка, Про меня смешная книжка, Я – веселый Буратино! Очень смелый Буратино! 3 –й ребенок: Вот какой паровоз Новенький, блестящий. Он вагоны повез Будто настоящий. Ведущая: Посмотрите, ребята, какие это веселые игрушки. Они приводятся в движение с помощью шарика. Потянешь за шарик и петрушка начинает плясать, курочки клевать. На экране – разные климовские игрушки) Затем все дети младшей группы участвуют в хороводной игре: "Заинька, попляши!» Дети средней группы представляют игрушки богородских мастеров. 1 –й ребенок: Ой, вы гости, господа! К нам пожалуйте сюда! На наш богородский товар полюбуйтесь, Только не торгуйтесь! 2 – й ребенок: Полюбуйтесь, у меня медведица купает медвежонка! Мишка косолапый Все испачкал лапы. Мама в бочку посадила Долго мылом лапы мыла. А мишук хохочет, Лапы мыть не хочет. 3 –й ребенок: А у меня белочка – затейница колет орешки. Белка шла, шла, шла И топор в лесу нашла. «Мой топорик лучше всех, Расколоть помог орех.» Я топориком стучу, Расколоть орех хочу. «Мой топорик лучше всех Расколоть помог орех». 4 - й ребенок: Поглядите, а у меня зайка тянет морковку! Зайка – зайчушко, Беленькое ушко, В огород пошел Там морковку нашел. И за хвост морковку Тянет очень ловко. 5-й ребенок: Полюбуйтесь, а на моей дощечке куры быстро, быстро зерно клюют: Стук - стук, стук - стук, Вышли курочки на луг. На лугу-то трава Зелена мурава! Вед.: - Эти замечательные игрушки называются богородскими, по названию села Богородского Московской области, где их делали. А изготавливали эти игрушки из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом фигурку животного. Особенно богородские мастера любили вырезать медведей. Ведущая демонстрирует детям разные богородские игрушки. И такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют. Потянешь за две планочки - и вот уже медведь дрова рубит. Демонстрирует игрушку. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, не правда ли, ребята? Много радости они приносят детям, и за то им большое спасибо! ( на экране - богородские игрушки) Скоморохи: Ай – да молодцы богородские мастера, порадовали нас своими забавами. А что ж это за ярмарка без веселого хоровода? Дети средней группы исполняют хороводный танец: «Ходит Ваня…» Торговцы дымковской игрушки – дети старшей группы: На наш товар полюбуйтесь, Только не торгуйтесь! 1-й ребенок, держа дымковскую игрушку: Наши игрушки непростые, А волшебно – расписные. Белоснежны, как березки: Кружочки, клеточки, полоски- Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор! И идет о Дымке слава, Заслужив его по праву! Вед: Ребята, это дымковские игрушки, их и по сегодняшний день делают в селе Дымково. Эти игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Вот эту глину- то и превращали мастера в веселые игрушки. Сначала они лепили фигурку, потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой. Затем обожженные фигурки обмакивали в специальную смесь молока и мела. Фигурки становились белыми и на это покрытие хорошо ложились яркие краски. Игрушка эта яркая, нарядная, поэтому ее и называют удивительным чудом. 2 - й ребенок держит в руках дымковского коня: Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! 3- й ребенок показывает барашка: Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень! Барашек – свисток, левый рог – завиток, Правый рог – завиток, на груди – цветок! 4 –й ребенок держит птичку: Голосисты наши пиццы И нарядны, словно ситцы! Фью – ти, фью – ти, фью – ти, фью Фью – ти, фью – ти, гнезда вью! Кто – то дырочки умело сделал птахе у спины, И синица вдруг запела голоском самой весны! 5- й ребенок держит дымковского индюка: Индя – индя – индюшок, Ты похож на сундучок. Сундучок не простой: Красный, белый, золотой, Вот индюк нарядный, Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем непрост: Точно солнечный цветок. И высокий гребешок, Красной горкою горя, Как корона у царя! 6 - ой ребенок похваляется дымковской барышней: Наши руки крендельком, Щеки, будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке! Дымковские барышни Всех на свете краше, А гусары – баловни – Кавалеры наши! 7- й ребенок: Налетайте, налетайте! Покупайте, покупайте! Нет игрушек краше Дымковской игрушки нашей! (на экране – дымковские игрушки) 1-й скоморох: Ай да купцы – молодцы! Хорошие товары для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр? 2-й скоморох: На ярмарке нашей игр разных - тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй! Проводится русская народная игра «Плетень» (дети старшей группы) 1- й скоморох: Пойдем– ка дальше по базару Посмотреть кой - какого товару! Подходят к столу, на котором выставлены матрешки. 1-й ребенок: Подходите, подходите! На товары поглядите! Привезли издалека Мы не ситца и шелка И не кольца, и не брошки, А веселые матрешки! 2-й ребенок: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, Всех матрешками зовут! Кукла первая толста, а внутри – то не пуста. Разнимается она на две половинки, В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой – будет третья во второй! Половинку отвинти плотную, притертую – И сумеешь ты найти куколку четвертую. Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая в ней куколка шестая. А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая. Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд сестры - куколки стоят. Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы – восемь! Ведущая: Самой любимой игрушкой в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10 – 12 куколок. Вначале делается самая маленькая неразъемная. Затем все фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Наиболее известны семеновские, загорские и полхов – майданские матрешки. Все они отличаются росписью, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. ( на экране – семеновские, полхов- майданские, загорские матрешки) 1-й ребенок: Словно репка она крутобока, А под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок глаз. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек. Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская матрешка! Скоморохи: Ай- да чудо игрушки! ай- да ярмарка игрушек! Да только, что это за ярмарка без частушек веселых задорных! Скоморохи вместе с девочками подготовительной группы исполняют частушки: Девочки- беляночки, Где вы набелилися? Мы вчера коров доили Молоком умылися
Шли матрешки по дорожке, Было их немножечко, Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка.
Я цветочек вышила, Если б не было воды «Жу- жу – жу» услышала. Не было бы кружки, Села пчелка на цветок - Если б не было девчат, Мастерица на утек! Кто бы пел частушки? Затем дети подготовительной группы исполняют песню: «К нам гости пришли…» Ведущая: Вот и побывали мы с вами на ярмарке русской народной игрушки. Вот и солнце закатилось, Наша ярмарка закрылась! Скоморохи: Приглашаем всех на чай! С пряниками, сушками, Пышными ватрушками! Дети под русскую народную музыку «Светит месяц» покидают зал.
Библиографический список
1. Народная игрушка Ковычева Е.И., 2010 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010
2. Славянские куклы-обереги своими руками В. Долгова издательство Феникс,2016, серия Город мастеров