Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ермакова П.П. Формирование танцевальных умений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf



Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса коррекционного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития учащихся, а также развитие их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных, согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.
По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особую практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.
Танцевальные упражнения посредством содержания, форм и методов работы помогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память. В результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников. Увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной систем.
Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В широком смысле творчество или творческая деятельность – это всякая теоретическая практическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (способы действия, решения, знания, материальные продукты). По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
Существует множество исследований по проблеме творческих способностей, она освещена в работах таких авторов, как Яковлева Е.Л., Фельдштейн Д.И., Хайдеггер М., Пономарева Я.А. и Дружинина В.Н.
Актуальность данного исследования заключается в том, что он направлен на коррекцию недостатков личностного, психического и физического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством музыкально-танцевальной деятельности. Большое значение в воспитании поколения играет развитие навыков общей культуры, поведения и общения. В образовательном учреждении всегда актуальна потребность в танцевально-хореографических коллективах, любое культурно-массовое мероприятие, а именно концерт, конкурс, фестиваль не обходится без хореографических номеров. Красочные танцевальные композиции уместны всегда, в любом мероприятии.
Цель: Формирование танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей обучающихся с ОВЗ через танцевальную деятельность.
Задачи:
1.                Познакомить обучающихся с ОВЗ с историей возникновения танца, его основными направлениями;
2.                Формировать у обучающихся с ОВЗ умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
3.                Формировать у обучающихся с ОВЗ пластику, культуру движения, их выразительность;
4.                Воспитывать самостоятельность и коммуникативные навыки.
Основной принцип проекта – постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене».
        Описание исследования.
В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без неё обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца. Кроме традиционных приёмов обучения, в проекте широко использовались нетрадиционные формы, направленные на повышение танцевальных способностей детей: задания на развитие танцевальных навыков, игры-этюды, задания на выразительность жеста, мимики.
Обучение «особых» детей по данному проекту проходило, как творческий процесс, на занятиях использовался метод танцетерапии – это особый вид кинезитерапии, способный передать окружающую действительность при помощи музыки, «образов» - движений, пластики тела.
На занятиях использовались упражнения, которые являются средством коррекции и реабилитации. Они восстанавливают функции моторной сферы, способствуют регуляции мышечно-физиологического тонуса, решают проблемы гиподинамии, а также имеют психотерапевтическое воздействие (устраняют нарушения психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы, снимают психоэмоциональное напряжение).
В процессе занятий у детей развивается произвольность психических процессов. Дети учатся выполнять движения в соответствии с характером, темпом, ритмом, формой, динамикой музыкальных игр, танцев и упражнений.
Кроме того, танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Двигаясь под музыку, разучивая различные движения и танцы, дети с ОВЗ учатся понимать и создавать прекрасное. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Исполнение танцев разных народов, разных жанров приобщает детей с ОВЗ к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Основными видами учебных занятий являются комбинированные, практические занятия, репетиция. Другими ведущими видами – концерты, конкурсы, праздники.
Обучение проводится в 2 этапа:
1. Азбука музыкального движения – освоение азов ритмики, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев.
2. Первые шаги – совершенствование полученных знаний, освоение репертуара историко-бытовых и бальных танцев. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В свою очередь первый этап обучения подразделяется на элементарные линии (шаги), которые в достаточной степени могут освоить обучающиеся с ОВЗ:
Первая линия – линия образных танцевальных упражнений и этюдов, которые способствуют развитию пластики, раскрепощению детей. Перед ребенком ставятся задачи по воплощению того или иного образа. При этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.
Вторая линия – овладение основными видами музыкально-ритмических движений: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений под музыку.
Третья линия – ориентировка в пространстве, перестроения.
Четвертая линия – развитие танцевальных движений, пластики, выразительности исполнения, танцы.
Пятая линия – совместное взаимодействие детей в танцевальном номере, в играх-этюдах, играх-импровизациях, танцевальных импровизациях.
Режим занятий. Занятия проводились 3 раза в неделю. Продолжительность занятий составляла 25-30 минут. Каждое занятие начиналось и заканчивалось 2-х минутной релаксацией (в начале занятия: настрой на урок, в конце: снятие нагрузки).
Характеристика группы обучающихся и методы экспериментального исследования: группа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте 9-15 лет в количестве 9 человек (6 мальчиков и 3 девочки).
Для проведения экспериментального исследования использовались педагогические методы, которые позволяют наиболее полно изучить исследуемую проблему:
1)               Наблюдение;
2)               Педагогический эксперимент со следующими методиками: оценка танцевальных умений обучающихся по 6 параметрам: координация и ловкость движений, выразительность движений, память (двигательная, музыкальная), музыкальность, эмоциональность, элементы творческого проявления; анкетирование участников проекта, определение психологического климата группы.
Этапы работы: исследование реализовывалось в 3 этапа (таблица 1)

Таблица 1

Деятельность педагога и обучающихся

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Подготовительный
1. Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования;
2. Изучение методической литературы по данной теме;
3. Консультация для воспитателей и родителей;
4. Встреча с обучающимися и первичная диагностика танцевально-ритмических знаний и умений участников проекта;
5. Вхождение в проблему и планирование занятий.
6. Предварительное определение степени участия и формы обучающихся в разных видах деятельности.
1. Вживание в игровую ситуацию.
2. Придумывание эмблемы и названия «танцевального кружка».

Основной (практический)
1.               Проведение танцевальных занятий: показ простых упражнений, связок между разными движениями;
2.               Создание танцевальных номеров к школьным праздникам (подбор музыки, композиции танцевальных движений; сценического образа);
3.               Расширение опыта выполнения танцевальных движений.
1.                 Включение обучающихся в совместную творческую деятельность: игры-этюды, задания на выразительность жеста, мимики.
2.                 Разучивание новых простых танцевальных движений для последующего введения в танец.

Заключительный (аналитический)
1.               Помощь участникам проекта в подготовке выступления с танцевальными номерами;
2.               Итоговая диагностика танцевально-ритмических знаний и умений участников проекта;
3.               Анализ мониторинга полученных данных;
4.               Перспектива дальнейшего развития данного проекта.
1.            Выступление участников проекта с танцевальными номерами на школьных праздниках («Юные джентльмены», «Ах, эти тучи в голубом!»);

Результаты исследования.
Первичная диагностика танцевальных умений и навыков у большинства обучающихся с ОВЗ показала низкий уровень: дети не могли передать в движении характер, настроение музыки, танцевальные движения были скудны, участники проекта плохо ориентировались в пространстве зала, плохо запоминали движения, не умели импровизировать под знакомую мелодию. У 11% участников проекта «В ритме танца» наблюдались средние показатели по координации движений и их выразительности. Кроме того, у последних наблюдался низкий уровень по показателю «Элементы творчества».
Но при этом у всех участников проекта было большое желание овладеть навыками танца, выступать и показать себя: 100% обучающихся с ОВЗ утвердительно ответили на вопрос в анкете «Хотели бы Вы научиться танцевать?»
Итоговая диагностика танцевальных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ показала, что дети могут выразить характер и настроение музыки в простых движениях. Элементарные танцевальные движения воспитанников стали образными, мимика и жесты разнообразны в своих проявлениях, научились ориентироваться в пространстве зала, дети (2 человека) стали проявлять элементы творчества в танцевальной деятельности.
Следует отметить, что в процессе танцевальных занятий у детей появилось позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, значимости в детском коллективе, положительной самооценки и благоприятного климата в мини-коллективе (табл. 2).

Таблица 2

Психологический климат в танцевальном коллективе

№ п/п

Особенности психологического климата группы

Среднее значение оценки психологического климата группы

Расшифровка оценки

1
Настроение в коллективе

+2

В большинстве случае в коллективе бодрое настроение
2
Взаимоотношение в коллективе

+2

В большинстве случаев преобладает доброжелательное взаимоотношение
3
Понимание между группами внутри коллектива

+1

Часто проявляется понимание между группами коллектива
4
Продуктивная деятельность участников коллектива

+2

В большинстве случаев участникам коллектива нравится бывать вместе
5
Сопереживание участников коллектива

0

Нельзя точно определить сопереживают ли участники коллектива
6
Поддержка друг друга

+1

Часто участники поддерживают друг друга, критикуют из добрых побуждений
7
Уважение мнения друг друга

+1

Часто участники прислушиваются к мнению товарища
8
Эмоциональное соединение всего коллектива

+1

Часто участники соединяются в одно целое для общего дела
9
Успехи и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

0

Нельзя точно определить переживают ли участники коллектива за провал из-за одного члена.
10
Отношение коллектива к «новеньким»

+2

Довольно часто коллектив доброжелательно относиться к «новеньким», помогает освоиться
11
Работоспособность коллектива

+2

Довольно часто коллектив активен, полон энергии
12
Отклик коллектива на общее дело

+2

Довольно часто коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Таким образом, можно сделать выводы:
1.                Танцы благотворно влияют на физическое развитие обучающегося с ОВЗ: у всех участников проекта улучшилась координация движений, у семи из девяти обучающихся движения стали более выразительными и отражали общее настроение музыкального фона.
2.                Танцы положительно влияют на психоэмоциональное состояние обучающихся с ОВЗ: 5 участников проекта проявили в танцевальных номерах эмоциональность, движения приобрели разнообразие, исходя из музыки и содержания композиции.
3.                Танцы способствуют сплочению коллектива: обучающиеся из разных классов, звеньев смогли подружиться.
4.                Благодаря проекту «В ритме танца» были выявлены маловариативные параметры танцевальных навыков у обучающихся с ОВЗ: музыкальность и наличие творческого начала, которые являются комплексами природных задатков.
5.                Работа по развитию танцевальных навыков будет более плодотворной и интересной для детей, если в процесс включить взаимосвязь с другими образовательными областями: биологией, географией, историей.
Список литературы.
1.                Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
2.                Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис Пресс, 1999.
3.                Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007.
4.                Кирдяшева А.В. Использование в коррекционной педагогике танцетерапии как средства коррекции моторной функции // Aktualni pedagogika. – 2016. - № 2. – С. 37-40.
5.                Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: «Академия», 2002.
2022