Библиографическое описание:
Купецкова Н.В. Основные методы и условия гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Методы воспитания — это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической литературе эти методы классифицируются по различным основаниям. К примеру, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, наказания, приказания, требования; демократическому стилю воспитания свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Можно отметить и то, что термин «метод» очень часть используется как синоним к терминам «принцип», «прием», «средство» и др.
Педагогический опыт позволяет выделить следующие методы, наиболее актуальные для процесса граждански - патриотического воспитания:
· метод убеждения (обращение к разуму и логике человека, разъяснение обучающимся сути явлений, необходимости тех ли иных действий, объяснение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса);
· метод внушения (обращение к чувствам, готовности, обучающихся выполнять те или иные требования, основанные на их доверии к педагогу);
· метод педагогического требования (выдвижение перед обучающимися конкретной, реальной задачи, которую предстоит выполнить в процессе той или ной деятельности);
· метод приучения (культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения);
· метод поощрения (эмоциональное в форме одобрения, похвалы и формальное в виде благодарностей, грамот, сертификатов поощрение деятельности воспитанников);
· метод стимулирования (побуждение, толчок к мысли, чувству, действию; поощрение инициативы; организация соревнования на основе товарищеской взаимопомощи и доброжелательности);
· метод примера (предъявление позитивного убедительного образца для подражания; обращение к личности, образу жизни, манере поведения и поступкам которой можно следовать);
· метод личного примера (демонстрация педагогом тех личностных позитивных качеств, которые обучающиеся стремились бы в себе развивать);
· метод коллективного дела (включение группы воспитанников в процесс решения значимой конструктивной задачи, связанной с развитием гражданских качеств личности);
· метод проектной деятельности (организация проектной деятельности обучающихся с целью развития навыков познания действительности);
· метод сотрудничества (организация совместной деятельности детей и взрослых на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях).
Реализация задач гражданско-патриотического воспитания возможна также при соблюдении целого ряда педагогических условий, отражающих принципиальные отличия современной системы воспитания от предшествующей. К таким условиям необходимо отнести:
· соответствие педагогических средств содержанию гражданско-патриотического воспитания в современных условиях; в частности, любые нововведения в образовательном процессе должны оцениваться с точки зрения их педагогической целесообразности, непротиворечивости основаниям культуры и традициям страны, региона, места проживания, совместимости с ценностями и нормативно-правовыми основаниями гражданско-патриотического воспитания;
· переход от абстрактных бесед, информационно-назидательного подхода к обучению практике гражданства на основе развития социальных и культурных взаимодействий;
· переход от практики проведения мероприятий к развитию средового образования, выходящего за рамки собственно учреждений образовательной системы (развитие государственно-общественных форм в образовании, тесного сотрудничества школы и местного сообщества, СМИ, культурной среды: музейное образование, театральная педагогика и т.д.);
· вариативность образования, многообразие и доступность образовательных возможностей как условие самоопределения и самореализации личности.
Гражданско-правовое (базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность).
Задачи: развитие гражданско-правовой культуры, гражданской позиции, гражданского достоинства субъектов образовательного процесса; самоопределение и самореализация личности.
Содержание:
· изучение Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ и других документов;
· участие в работе политклубов и других объединений (обсуждение проблем федерального и регионального уровней, встречи с представителями властных и общественных структур и др.);
· практика дебатов, дискуссий, диспутов, деловых игр;
· участие в олимпиадах и конкурсах гражданско-правовой направленности;
· выполнение проектов социальной, социально-правовой направленности;
· участие в акциях гражданско-патриотической, гражданско-правовой направленности;
· участие в фестивалях, конкурсах, слетах гражданско-патриотической направленности;
· участие в работе органов ученического (студенческого) самоуправления;
· участие в работе органов соуправления;
· участие в деятельности общественных организаций;
· участие в организации акций гражданской направленности;
· знакомство с деятельностью региональных властных структур, выборными органами власти, работой общественных организаций.
Духовно-нравственное (базовые национальные ценности: семья, искусство и литература, традиционные религии).
Задачи: развитие духовно-нравственных качеств личности; формирование этической компетентности.
Содержание:
· участие в акциях и движениях социальной направленности («Милосердие», «Служба социальной помощи», «Помоги ветерану», «Помогаем детям с ограниченными возможностями» и др.);
· посещение театров, музеев, выставок, филармонии совместно с родителями;
· участие в благотворительных акциях (концерты, выставки с перечислением средств в фонд нуждающихся, сбор вещей для малоимущих семей и др.);
· активное противодействие проявлению асоциальных поступков, в том числе ненормативной лексике;
· участие в концертах, творческих вечерах, адресованных одноклассникам (однокурсникам), родителям, шефам, жителям микрорайона и т.п.;
· оформление поздравительных газет, открыток для ветеранов войны и труда, людей с ограниченными возможностями, живущих в микрорайоне образовательного учреждения.
Культурно-историческое (базовые национальные ценности: искусство и литература, труд и творчество, традиционные российские религии).
Задачи: знакомство с историей своего народа, его обычаями, культурными традициями, изучение истории своей семьи, улицы, города, края; социокультурная идентификация личности.
Содержание:
· участие в работе краеведческих, генеалогических кружков, музеев образовательных организаций;
· участие в деятельности научных обществ в образовательном учреждении;
· выполнение исследовательских проектов по истории семьи, города, деревни, отдельных личностей и т.д.;
· предъявление результатов исследовательских проектов на научно-практических конференциях различного уровня;
· экскурсионная деятельность;
· участие в туристско-краеведческих, археологических, этнографических экспедициях;
· участие в акциях по выявлению, реставрации и сохранению памятников истории и культуры;
· участие в творческих конкурсах, олимпиадах историко -краеведческой направленности;
· путешествия по культурно-историческим местам родного края, России;
· составление летописей, справочников, фотоальбомов, указателей краеведческой направленности;
· участие в подготовке газет, информационных бюллетеней, краеведческих календарей и др.;
· разработка экскурсионных маршрутов по родному городу, селу и т.д.;
· встречи с уральскими учёными, литераторами, деятелями искусств;
· посещение музеев, выставок, театров и др.;
· создание видеороликов, видеофильмов о родном крае и уральцах, которыми можно гордиться.
Военно-патриотическое (базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, искусство и литература, человечество).
Задачи: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России, героическим страницам военной истории; психологическая подготовка подростков и молодёжи к выполнению обязанности по защите Отечества.
Содержание:
· проведение исследований по военной истории России;
· выявление памятных исторических мест, связанных с днями воинской славы России, имён героев и шипов, отличившихся в минувших шинах;
· создание фонотеки воспоминаний участников войны и тружеников тыла, запись и документальное оформление их устных рассказов;
· участие в работах по благоустройству воинских захоронений;
· составление биографий земляков, отличившихся при защите Отечества;
· восстановление памятников павшим воинам и уход за ними;
· участие в деятельности поисковых отрядов, военно -патриотических клубов;
· участие в переписке с воинскими частями;
· изучение основ шейного дела и военной службы в старших классах;
· участие в походах по местам боевой славы;
· подготовка выставок, тематических экспозиций в музеях, библиотеках, приуроченных к памятным датам шейной истории;
· участие в восстановлении, создании и сохранении музеев боевой и трудовой славы образовательных учреждений;
· участие в массовых мероприятиях («Зарница», учебно-полевые сборы «Юный спасатель», туристско-краеведческие слеты и т.д.);
· изучение основных этапов российской шейной истории, шейных традиций, обращение к судьбам великих полководцев и рядовых воинов;
· участие в организации и проведении дней воинской славы России;
· проведение конкурсов знатоков военной истории и военной песни;
· участие в подготовке уроков гражданственности с приглашением ветеранов войны и труда, воинов-интернационалистов;
· участие в организации дней допризывника, проведении месячников защитника Отечества и др.;
· чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему;
· посещение спектаклей военно-патриотической тематики;
· просмотр телепередач, фильмов на героико-патриотическую тему совместно с родителями;
· разучивание песен патриотической направленности совместно с друзьями, родителями;
· знакомство с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, почётным оружием, элементами военной формы.
Природно-экологическое (базовые национальные ценности: природа, человечество, наука).
Задачи: развитие экологической культуры личности; формирование чувства ответственности за судьбу окружающей природы, планеты Земля в целом.
Содержание:
· разработка экологических карт местности проживания;
· участие в «зелёном движении»: озеленение школы, создание школьных парков, аллей;
· обустройство родников;
· участие в просветительских акциях для обучающихся разных возрастов, населения по охране водоёмов и окружающей территории;
· помощь лесничествам;
· работа в Ботаническом саду, дендрариях;
· разработка проектов экологических троп, экскурсионных маршрутов по природным памятникам, включая родники;
· уход за «живыми уголками» в школе;
· обустройство мест подкормки животных (кормушки, домики для птиц и др.);
· участие в субботниках по уборке территории школы, района и т.д.;
· экологические экспедиции по очистке водоёмов;
· участие в геологических походах и экспедициях;
· участие в праздниках, связанных с народным календарём;
· участие в летних полевых школах юных краеведов-экологов.
Спортивно-оздоровительное (базовые национальные ценности: патриотизм, семья, природа).
Задачи: формирование позитивного отношения к ценности здоровья; развитие физической культуры; воспитание волевых качеств; физическая подготовка к службе в Российской армии.
Содержание:
· овладение навыками безопасного поведения на воде, в лесу, в горной местности и других опасных местах, экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, химическое отравление и т.п.);
· ведение здорового образа жизни;
· сдача нормативов ГТО;
· участие в спортивно-оздоровительных акциях;
· участие в туристско-краеведческих походах.
Межкультурное (базовые национальные ценности: труд и творчество, искусство и литература традиционные российские религии).
Задачи: воспитание культуры толерантности; привитие навыков межкультурного диалога.
Содержание:
· изучение иностранных языков;
· участие в работе клубов межнациональной дружбы;
· участие в олимпиадах по иностранным и национальным языкам (татарский, башкирский, марийский и др.);
· участие в работе киноклубов и клубов общения;
· подготовка экспонатов для выставок, посвященных культурным традициям народов мира и России;
· чтение литературы на родном языке;
· участие в фестивалях «Регион многонациональный», «Мы живём в Астрахани»;
· участие в тренингах толерантности.
Купецкова Н.В. Основные методы и условия гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Методы воспитания — это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической литературе эти методы классифицируются по различным основаниям. К примеру, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, наказания, приказания, требования; демократическому стилю воспитания свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Можно отметить и то, что термин «метод» очень часть используется как синоним к терминам «принцип», «прием», «средство» и др.
Педагогический опыт позволяет выделить следующие методы, наиболее актуальные для процесса граждански - патриотического воспитания:
· метод убеждения (обращение к разуму и логике человека, разъяснение обучающимся сути явлений, необходимости тех ли иных действий, объяснение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса);
· метод внушения (обращение к чувствам, готовности, обучающихся выполнять те или иные требования, основанные на их доверии к педагогу);
· метод педагогического требования (выдвижение перед обучающимися конкретной, реальной задачи, которую предстоит выполнить в процессе той или ной деятельности);
· метод приучения (культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения);
· метод поощрения (эмоциональное в форме одобрения, похвалы и формальное в виде благодарностей, грамот, сертификатов поощрение деятельности воспитанников);
· метод стимулирования (побуждение, толчок к мысли, чувству, действию; поощрение инициативы; организация соревнования на основе товарищеской взаимопомощи и доброжелательности);
· метод примера (предъявление позитивного убедительного образца для подражания; обращение к личности, образу жизни, манере поведения и поступкам которой можно следовать);
· метод личного примера (демонстрация педагогом тех личностных позитивных качеств, которые обучающиеся стремились бы в себе развивать);
· метод коллективного дела (включение группы воспитанников в процесс решения значимой конструктивной задачи, связанной с развитием гражданских качеств личности);
· метод проектной деятельности (организация проектной деятельности обучающихся с целью развития навыков познания действительности);
· метод сотрудничества (организация совместной деятельности детей и взрослых на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях).
Реализация задач гражданско-патриотического воспитания возможна также при соблюдении целого ряда педагогических условий, отражающих принципиальные отличия современной системы воспитания от предшествующей. К таким условиям необходимо отнести:
· соответствие педагогических средств содержанию гражданско-патриотического воспитания в современных условиях; в частности, любые нововведения в образовательном процессе должны оцениваться с точки зрения их педагогической целесообразности, непротиворечивости основаниям культуры и традициям страны, региона, места проживания, совместимости с ценностями и нормативно-правовыми основаниями гражданско-патриотического воспитания;
· переход от абстрактных бесед, информационно-назидательного подхода к обучению практике гражданства на основе развития социальных и культурных взаимодействий;
· переход от практики проведения мероприятий к развитию средового образования, выходящего за рамки собственно учреждений образовательной системы (развитие государственно-общественных форм в образовании, тесного сотрудничества школы и местного сообщества, СМИ, культурной среды: музейное образование, театральная педагогика и т.д.);
· вариативность образования, многообразие и доступность образовательных возможностей как условие самоопределения и самореализации личности.
Гражданско-правовое (базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность).
Задачи: развитие гражданско-правовой культуры, гражданской позиции, гражданского достоинства субъектов образовательного процесса; самоопределение и самореализация личности.
Содержание:
· изучение Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ и других документов;
· участие в работе политклубов и других объединений (обсуждение проблем федерального и регионального уровней, встречи с представителями властных и общественных структур и др.);
· практика дебатов, дискуссий, диспутов, деловых игр;
· участие в олимпиадах и конкурсах гражданско-правовой направленности;
· выполнение проектов социальной, социально-правовой направленности;
· участие в акциях гражданско-патриотической, гражданско-правовой направленности;
· участие в фестивалях, конкурсах, слетах гражданско-патриотической направленности;
· участие в работе органов ученического (студенческого) самоуправления;
· участие в работе органов соуправления;
· участие в деятельности общественных организаций;
· участие в организации акций гражданской направленности;
· знакомство с деятельностью региональных властных структур, выборными органами власти, работой общественных организаций.
Духовно-нравственное (базовые национальные ценности: семья, искусство и литература, традиционные религии).
Задачи: развитие духовно-нравственных качеств личности; формирование этической компетентности.
Содержание:
· участие в акциях и движениях социальной направленности («Милосердие», «Служба социальной помощи», «Помоги ветерану», «Помогаем детям с ограниченными возможностями» и др.);
· посещение театров, музеев, выставок, филармонии совместно с родителями;
· участие в благотворительных акциях (концерты, выставки с перечислением средств в фонд нуждающихся, сбор вещей для малоимущих семей и др.);
· активное противодействие проявлению асоциальных поступков, в том числе ненормативной лексике;
· участие в концертах, творческих вечерах, адресованных одноклассникам (однокурсникам), родителям, шефам, жителям микрорайона и т.п.;
· оформление поздравительных газет, открыток для ветеранов войны и труда, людей с ограниченными возможностями, живущих в микрорайоне образовательного учреждения.
Культурно-историческое (базовые национальные ценности: искусство и литература, труд и творчество, традиционные российские религии).
Задачи: знакомство с историей своего народа, его обычаями, культурными традициями, изучение истории своей семьи, улицы, города, края; социокультурная идентификация личности.
Содержание:
· участие в работе краеведческих, генеалогических кружков, музеев образовательных организаций;
· участие в деятельности научных обществ в образовательном учреждении;
· выполнение исследовательских проектов по истории семьи, города, деревни, отдельных личностей и т.д.;
· предъявление результатов исследовательских проектов на научно-практических конференциях различного уровня;
· экскурсионная деятельность;
· участие в туристско-краеведческих, археологических, этнографических экспедициях;
· участие в акциях по выявлению, реставрации и сохранению памятников истории и культуры;
· участие в творческих конкурсах, олимпиадах историко -краеведческой направленности;
· путешествия по культурно-историческим местам родного края, России;
· составление летописей, справочников, фотоальбомов, указателей краеведческой направленности;
· участие в подготовке газет, информационных бюллетеней, краеведческих календарей и др.;
· разработка экскурсионных маршрутов по родному городу, селу и т.д.;
· встречи с уральскими учёными, литераторами, деятелями искусств;
· посещение музеев, выставок, театров и др.;
· создание видеороликов, видеофильмов о родном крае и уральцах, которыми можно гордиться.
Военно-патриотическое (базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, искусство и литература, человечество).
Задачи: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России, героическим страницам военной истории; психологическая подготовка подростков и молодёжи к выполнению обязанности по защите Отечества.
Содержание:
· проведение исследований по военной истории России;
· выявление памятных исторических мест, связанных с днями воинской славы России, имён героев и шипов, отличившихся в минувших шинах;
· создание фонотеки воспоминаний участников войны и тружеников тыла, запись и документальное оформление их устных рассказов;
· участие в работах по благоустройству воинских захоронений;
· составление биографий земляков, отличившихся при защите Отечества;
· восстановление памятников павшим воинам и уход за ними;
· участие в деятельности поисковых отрядов, военно -патриотических клубов;
· участие в переписке с воинскими частями;
· изучение основ шейного дела и военной службы в старших классах;
· участие в походах по местам боевой славы;
· подготовка выставок, тематических экспозиций в музеях, библиотеках, приуроченных к памятным датам шейной истории;
· участие в восстановлении, создании и сохранении музеев боевой и трудовой славы образовательных учреждений;
· участие в массовых мероприятиях («Зарница», учебно-полевые сборы «Юный спасатель», туристско-краеведческие слеты и т.д.);
· изучение основных этапов российской шейной истории, шейных традиций, обращение к судьбам великих полководцев и рядовых воинов;
· участие в организации и проведении дней воинской славы России;
· проведение конкурсов знатоков военной истории и военной песни;
· участие в подготовке уроков гражданственности с приглашением ветеранов войны и труда, воинов-интернационалистов;
· участие в организации дней допризывника, проведении месячников защитника Отечества и др.;
· чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему;
· посещение спектаклей военно-патриотической тематики;
· просмотр телепередач, фильмов на героико-патриотическую тему совместно с родителями;
· разучивание песен патриотической направленности совместно с друзьями, родителями;
· знакомство с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, почётным оружием, элементами военной формы.
Природно-экологическое (базовые национальные ценности: природа, человечество, наука).
Задачи: развитие экологической культуры личности; формирование чувства ответственности за судьбу окружающей природы, планеты Земля в целом.
Содержание:
· разработка экологических карт местности проживания;
· участие в «зелёном движении»: озеленение школы, создание школьных парков, аллей;
· обустройство родников;
· участие в просветительских акциях для обучающихся разных возрастов, населения по охране водоёмов и окружающей территории;
· помощь лесничествам;
· работа в Ботаническом саду, дендрариях;
· разработка проектов экологических троп, экскурсионных маршрутов по природным памятникам, включая родники;
· уход за «живыми уголками» в школе;
· обустройство мест подкормки животных (кормушки, домики для птиц и др.);
· участие в субботниках по уборке территории школы, района и т.д.;
· экологические экспедиции по очистке водоёмов;
· участие в геологических походах и экспедициях;
· участие в праздниках, связанных с народным календарём;
· участие в летних полевых школах юных краеведов-экологов.
Спортивно-оздоровительное (базовые национальные ценности: патриотизм, семья, природа).
Задачи: формирование позитивного отношения к ценности здоровья; развитие физической культуры; воспитание волевых качеств; физическая подготовка к службе в Российской армии.
Содержание:
· овладение навыками безопасного поведения на воде, в лесу, в горной местности и других опасных местах, экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, химическое отравление и т.п.);
· ведение здорового образа жизни;
· сдача нормативов ГТО;
· участие в спортивно-оздоровительных акциях;
· участие в туристско-краеведческих походах.
Межкультурное (базовые национальные ценности: труд и творчество, искусство и литература традиционные российские религии).
Задачи: воспитание культуры толерантности; привитие навыков межкультурного диалога.
Содержание:
· изучение иностранных языков;
· участие в работе клубов межнациональной дружбы;
· участие в олимпиадах по иностранным и национальным языкам (татарский, башкирский, марийский и др.);
· участие в работе киноклубов и клубов общения;
· подготовка экспонатов для выставок, посвященных культурным традициям народов мира и России;
· чтение литературы на родном языке;
· участие в фестивалях «Регион многонациональный», «Мы живём в Астрахани»;
· участие в тренингах толерантности.