Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Судакова Л.В. О роли чтения

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


В книгах мы видим своих друзей, причем таких, которые не позволяют нам тяготиться их обществом. В окружении книг многие находили и находят радость и наслаждение. Увлекшись одной книгой, даже не замечаешь, как интерес начинает распространяться на другие. Книги входят в жизнь читателя. Любовь к книге – это то непреходящее чувство увлеченности, которое побуждает постигать не только окружающий мир, но и самого себя. Книга – друг и товарищ человека.
Когда мы глубоко проникаем в суть произведения, во внутренний мир героев, мы волнуемся вместе с ними, страдаем и радуемся. Дети любят читать книги, где участвуют их сверстники. Книга волнует, захватывает, она как жизнь - яркая и многогранная.
Дети 1-2-х классов составляют очень интересную группу читателей. У них слабая техника чтения, но очень высокий интерес к познанию, они любят фантазировать, у них много вопросов, не зря в таком возрасте они слывут «почемучками».
Ученики 3-х классов более активны в чтении. Ребята способны дать оценку поступкам героев книг, они читают не только беллетристику, но также книги о природе и литературу о техническом творчестве. Знают, что такое энциклопедия и как с ней работать, знают автора, который им нужен, пользуются аннотацией при выборе книг.
Учащиеся 5–х классов осознают уже себя как личность, у них развивается чувство самостоятельности, дети жадно поглощают информацию обо всем, что их окружает.
6-7-е классы интересуются книгами военной тематики, морально – нравственными проблемами, приключениями.
8-9-е классы увлекаются фантастикой, мистикой, но также и современными проблемами страны, края.
Старшеклассников интересует поэзия, актуальные проблемы современной жизни и прочее. Часто у ребят возникают мысли, о которых им нелегко говорить с другими. И тогда на помощь приходит книга.
Учащиеся очень внимательно выбирают книги для чтения, будь то малыши или ребята постарше. Все приходят в библиотеку с каким-то уже сформировавшимся мнением, запросом. Дети делятся впечатлением о прочитанных книгах, советуют взять их друзьям. Часто дети просят дать им «интересную» книгу, но не могут объяснить, о чем бы хотели прочесть. В этом случае можно порекомендовать ребенку несколько книг, обратить
внимание на библиографические указатели. При рекомендации литературы нужно предоставить все же в итоге выбрать книгу самому ребенку. Надо всегда знать, что может заинтересовать читателя, а значит, надо больше читать детских книг. Уметь прочесть книгу, оценить ее – это творчество, потому что это работа мысли.
Разборчивость в чтении воспитывается с детства. Надо очень тактично подталкивать ребенка к чтению истинно хороших книг. В работе с юными читателями нужен творческий импульс, нужно отбирать в книгах все самое ценное и доводить эту ценность до ума и сознания детей. Путем проведения бесед, диспутов, обсуждений книг пробуждать и направлять мысли ребенка к сопереживанию и состраданию.
Дети очень любознательные, им интересно все: события давно минувших дней и современность, их интересуют книги о войне. Читают, потом обсуждают. У детей разное мнение о прочитанном, они спорят о характерах, поступках героев книг, когда книга затрагивает душу, когда она талантливо написана – она всегда волнует. С ребятами надо говорить обо всем, не только о книгах – об учебе, дружбе, обо всем, что им интересно. Из этих бесед складывается характер взаимоотношений, уважение. Читатель тянется к вам, он доверяет вашему мнению. Очевидно, что главное в работе с детьми - внимательное отношение.
А.В. Сухомлинский считал, что самое страшное горе, самая опасная болезнь, если человеку не хочется читать. Без книги наступает мрак, убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности. Для воспитания в детях доброты и широты души, нравственной культуры нужно давать читать такие книги, которые оставят глубокий след в их сердцах, сознании, дадут удовлетворение и наслаждение от чтения.
В школе дети всегда с увлечением готовятся к мероприятиям, но ко Дню книги – особенно. Ребята принимают участие в конкурсе рисунков, помогают в оформлении книжной выставки, работают в «Книжкиной больнице», разыгрывают роли в спектаклях и сценках, главное – много читают, чтобы ответить на вопросы викторины, литературной игры. В школе проводятся коллективные обсуждения произведений художественной литературы на морально - нравственные темы.
Ребята читают книги и охотно идут на их обсуждение, споря и доказывая свою точку зрения. Обсуждение – это размышление над книгой. И как следствие воспитывается наблюдательность, развивается литературный вкус.
С читателями разных возрастов проводятся разные формы работы. Для учащихся начальных классов рекомендуются беседы о книгах – зачитывается отрывок, демонстрируются иллюстрации; обзоры книг – рассказ о нескольких книгах. Для читателей постарше – литературные игры. Ребята угадывают произведения и автора по отрывку из текста, по книжной иллюстрации, по портрету писателя. Воспитанию чтения способствуют и библиотечные уроки с игровыми элементами. Большую роль при чтении играют дневники чтения, ведь когда свои мысли запишешь – лучше поймешь книгу. Наиболее действенной формой рекомендации произведений является книжная выставка. Библиотека организует выставки на разные темы и проблемы. На выставках учащиеся знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы. Участвуя в беседах о книгах, ребята учатся более сознательно, вдумчиво относиться к книге.

Я прохожу по залу гордо

В библиотечной тишине,

Как будто бы тропою горной

Шагаю с небом наравне.

Характеры на полках, судьбы,

Раздумья, бури, времена,

А мы – далекие их судьи,

А мысль – вперед устремлена.

Я в этом мудром окруженьи,

Как средь доступных, близких звезд,

Ищу ответы и решенья,

А мир по – прежнему непрост.

2019