НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Юрагина Е.Н., Алещенко И.В. Формирование системы естественнонаучных знаний у дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В современном мире естественноннаучные знания являются приоритетными в области образования подрастающего поколения. Для детей дошкольного возраста этот пласт знаний содержит в себе система экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающиеся идеи и понятия экологии [2, с.32].

Ведущие специалисты по дошкольному воспитанию, учитывая специфику дошкольного возраста, выделяют такие основные понятия, как: взаимосвязи в природе, круговорот воды, круговорот вещества (образование почвы), различные состояния воды, местообитание животного, роль окраски животных, роль животных в сообществах, необходимость сохранения биоразнообразия. Перечисленные понятия входят в состав науки биоэкологии.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: 1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); 3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология). Самым подходящим для восприятия детей дошкольного возраста, является раздел аутэкологии, главными понятиями которого являются: взаимосвязь живого организма со средой обитания; морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания [1, с.124].

Несомненно, главным условием для усвоения естественнонаучных понятий является соответствие возрасту. Поэтому в качестве начальных знаний предполагается знакомство с элементарными биологическими знаниями, включая такие вопросы, как живая и неживая природа; особенности живых организмов, их многообразие, распространение, связь внешнего вида, строение (для животных и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде (рыбы – к водной среде, кроты – к почвенной, птицы – к наземно-воздушной), к сезонным изменениям; взаимоотношения между организмами и человеком.

Особое внимание мы в практике работы уделяем вопросам прикладной экологии: правила поведения в природе; правила экономии природных ресурсов; участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми.

Реализация образовательной программы в дошкольной организации предполагает пристальное внимание умственному воспитанию ребёнка, но оно не сводится лишь к развитию познавательных процессов (воспитания, представлений и мышления), оно обязательно включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Ознакомление с окружающей действительностью ведётся по разным направлениям. Существование природы в своей первичной основе не зависит от жизни и деятельности человека. Предметы, созданные человеком, подчиняются не законам природы, а нуждам человека, служат определённой цели. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ребёнка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений, стихов, рассказов, сказок, песен. Закрепление образов восприятия в слове даёт большие возможности и для развития памяти ребёнка, такие образы могут быть произвольно вызваны, актуализированы в памяти ребёнка по слову, произнесённому взрослым.

В педагогической практике реализации естественнонаучного направления в образовании дошкольников мы уделяем внимание не только организованной деятельности детей, но и нерегламентированной деятельности. Например, в процессе ознакомления с темой «Природа вокруг нас живая и неживая» дети усваивают и расширяют знания о растениях, животных, человеке как живых организмах. Рост, дыхание, питание, размножение характерны для живых организмов. Неизменность форм или разрушение их. Сохранение численности характерны для неживых предметов. Дети знакомятся с домашними растениями и животными, уход за ними [3, с.81].

Ниже предлагаем таблицу, содержание которой отражает характеристику изучаемых естественнонаучных понятий, опорные знания и формы работы с дошкольниками.

Таким образом, дети дошкольного возраста не только знакомятся с основными естественнонаучными понятиями, но и наглядно видят их применение в реальных жизненных ситуациях, происходит расширение кругозора и увеличение словарного запаса.

Список литературы:

1. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326с.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336с.

3. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. – 103с.

2022