Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Тюрина О. Л. Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством применения РППС В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Аннотация. Данная статья освещает эффективность использования в работе педагогов, при реализации программы, игровой технологии «Сказочные лабиринты игры». Автором данной технологии является В.В. Воскобович. «Сказочные лабиринты игры» включают в себя как развивающие игры с большим потенциалом для решения различных педагогических задач, так и наборы пособий с широким спектром использования, что позволяет авторам статьи легко решать все задачи, которые предъявляются вступившим в действие ФГОС.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, психолого-педагогические условия реализации программы, развивающая среда, виды детской деятельности, игровая технология, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, интеграция областей развития, сертификат соответствия, совместная деятельность.
Социально-коммуникативное развитие ‑ это одно из приоритетных направлений развития детей. Важность формирования коммуникации у детей дошкольного возраста неоспорима. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. У детей раннего возраста мы формируем первый опыт поведения в среде сверстников, воспитываем чувство симпатии к ним. Способствуем накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитываем эмоциональную отзывчивость (обращаем внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощряем умение пожалеть, посочувствовать). Проявляем уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Формируем у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся.
Социализация ребёнка раннего возраста осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим ее началом. Первая ступень социализации и главный источник личностного развития ребенка раннего возраста - семья. Она - проводник, который передает малышу знания, опыт, ценности, обучает его, помогает приспособиться к жизни и окружающей среде через восприятие семейных отношений. Следующей ступенью социализации является вхождение в общественный, более сложный по своим отношениям, социум – детский сад. Дошкольное учреждение – социальный институт, выполняющий первостепенную роль в социальном воспитании, социализации детей. И задача взрослых создать благоприятные условия для этого процесса.
Для повышения качества работы в данном направлении отлично подходит игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». «Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, которая удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОО. С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений и досугов, свободная деятельность детей. Большую помощь оказывает развивающая среда В. Воскобовича в индивидуальной работе с детьми. Это очень важно, ведь некоторые дети не раскрываются в коллективной работе, не могут проявить свои способности, а в ходе индивидуальной работы малыш меньше стесняется, чувствует, что именно к нему воспитатель проявляет внимание, у ребёнка формируется чувство уверенности.
Как показывает практика работы, развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» положительно сказывается на социально-коммуникативном развитии детей, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям. При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес», в группах с детьми раннего возраста, решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики. Ежедневные игры с использованием предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды и эмоционального комфорта. После такой совместной деятельности у детей повышается настроение, что стимулирует их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе».
Важно, что ребенок всегда может исправить неточности на игровом панно при выполнении заданий, что создает дополнительную "ситуацию успеха". Прогулки по Фиолетовому лесу проводятся, как для индивидуального обучения, так и для групповых развивающих занятий.
В своей работе используем разнообразные эффективные методы и приемы, позволяющие достичь максимальных результатов с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО. Наглядные методы включают в себя: показ образца, схемы (контурное изображение), знакомство с персонажами сказочного леса. Демонстрация этапов выполнения сопровождаются словесными приемами: объяснение педагога, рассказ, беседа, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата. Проговариваем этап выполнения задания, даем словесные инструкции, затем переходим к практическим методам выполнения задания: манипуляции с играми способом наложения, по образцу педагога. В самостоятельной деятельности. предоставляем возможность ребенку проявить творчество и построить самостоятельно по своему варианту.
Таким образом, включение в образовательный процесс игровой технологии В. В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФГОС ДО — сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формированию у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в школе и достижению высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии.
Список литературы:
1. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотиновона О.М. Развивающая предметно пространственная среда «Фиолетовый лес» [электронный ресурс]. URF: http:geokont.ru/MethodSumm
2. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с. (Работаем по ФГОС дошкольного образования). – ISBN 978-5-09-03043
2020