Библиографическое описание:
Алейникова С.Ф. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
Общеинтеллектуальное направление
2-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования и учитывает ее цели.
Творческое мышление и креативность являются необходимыми навыками 21 века. Теория решения изобретательских задач применяются не только в технических науках, но и в бизнесе, искусстве, педагогике. ТРИЗ-методики развивают системное и критическое мышление, знакомят учащихся с теорией управления, принятием решений и кибернетикой.
Использование ТРИЗ в финансовой грамотности направлены на развитие мышления и формирования творческого подхода к решению задач. Это позволяетсохранить природную креативность детей, изобретательность, находчивость, научить генерировать яркие идеи, переводить проблему в задачу, критически оценивать ситуацию, видеть причинно-следственные связи. Полученные представления об основных вопросах финансовой грамотности учащиеся могут применить в изучении других курсов.
Знания и умения необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.
Материал программы «Финансовая грамотность» построен по принципу постепенного усложнения.
Содержательными линиями курса являются:
· основы экономики;
· история возникновения денег, их виды и функции;
· личный бюджет;
· семейный бюджет;
· финансовая безопасность;
· своё дело.
Курс «Финансовая грамотность» имеет личностно-ориентированную финансовую направленность, способствует развитию способностей в области финансов.
В повседневной жизни каждому человеку необходимо уметь управлять личными финансами, планировать личный и семейный бюджет и вести учет доходов и расходов. Это необходимо, чтобы рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать капитал для инвестирования.
В результате освоения программы внеурочной деятельности учащиеся узнают, что такое общество и какова его структура, познакомятся с понятием денег, узнают их историю и функции, узнают, что такое производство и его основные этапы поймут, что такое торговля.
В рамках курса дети работают над своим первым предпринимательским проектом.
Курс «Финансовая грамотность» поможет в игровой форме изучить основы финансового планирования.
Цель программы: получение базовых знаний и изучение навыков в сфере финансовой грамотности и экономической грамотности, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.
Задачи программы:
1. Познакомить с основами экономической и финансовой грамотности.
2. Познакомить с историей происхождения денег и валюты мира.
3. Познакомить с банковскими продуктами, инструментами и правилами финансовой безопасности.
4. Развивать навыки планирования бюджета, умению правильно распоряжаться деньгами.
5. Формировать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.
6. Формировать понимание основ предпринимательской деятельности и её значения в жизни человека.
Содержание курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Срок реализации программы - 3 года (2-4 классы), 51 час (17 часов на один год обучения).
Формы промежуточной аттестации: финансовая игра
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Тематическое планирование
1 класс
2 класс
3 класс
Приложение № 1
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Алейникова С.Ф. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
Общеинтеллектуальное направление
2-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования и учитывает ее цели.
Творческое мышление и креативность являются необходимыми навыками 21 века. Теория решения изобретательских задач применяются не только в технических науках, но и в бизнесе, искусстве, педагогике. ТРИЗ-методики развивают системное и критическое мышление, знакомят учащихся с теорией управления, принятием решений и кибернетикой.
Использование ТРИЗ в финансовой грамотности направлены на развитие мышления и формирования творческого подхода к решению задач. Это позволяетсохранить природную креативность детей, изобретательность, находчивость, научить генерировать яркие идеи, переводить проблему в задачу, критически оценивать ситуацию, видеть причинно-следственные связи. Полученные представления об основных вопросах финансовой грамотности учащиеся могут применить в изучении других курсов.
Знания и умения необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.
Материал программы «Финансовая грамотность» построен по принципу постепенного усложнения.
Содержательными линиями курса являются:
· основы экономики;
· история возникновения денег, их виды и функции;
· личный бюджет;
· семейный бюджет;
· финансовая безопасность;
· своё дело.
Курс «Финансовая грамотность» имеет личностно-ориентированную финансовую направленность, способствует развитию способностей в области финансов.
В повседневной жизни каждому человеку необходимо уметь управлять личными финансами, планировать личный и семейный бюджет и вести учет доходов и расходов. Это необходимо, чтобы рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать капитал для инвестирования.
В результате освоения программы внеурочной деятельности учащиеся узнают, что такое общество и какова его структура, познакомятся с понятием денег, узнают их историю и функции, узнают, что такое производство и его основные этапы поймут, что такое торговля.
В рамках курса дети работают над своим первым предпринимательским проектом.
Курс «Финансовая грамотность» поможет в игровой форме изучить основы финансового планирования.
Цель программы: получение базовых знаний и изучение навыков в сфере финансовой грамотности и экономической грамотности, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.
Задачи программы:
1. Познакомить с основами экономической и финансовой грамотности.
2. Познакомить с историей происхождения денег и валюты мира.
3. Познакомить с банковскими продуктами, инструментами и правилами финансовой безопасности.
4. Развивать навыки планирования бюджета, умению правильно распоряжаться деньгами.
5. Формировать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.
6. Формировать понимание основ предпринимательской деятельности и её значения в жизни человека.
Содержание курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Срок реализации программы - 3 года (2-4 классы), 51 час (17 часов на один год обучения).
Формы промежуточной аттестации: финансовая игра
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Тематическое планирование
1 класс
2 класс
3 класс
Приложение № 1
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения