Актуальные вопросы начального общего образования

Алейникова С.Ф. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Библиографическое описание:
Алейникова С.Ф. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Общеинтеллектуальное направление

2-4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования и учитывает ее цели.

Творческое мышление и креативность являются необходимыми навыками 21 века. Теория решения изобретательских задач применяются не только в технических науках, но и в бизнесе, искусстве, педагогике. ТРИЗ-методики развивают системное и критическое мышление, знакомят учащихся с теорией управления, принятием решений и кибернетикой.

Использование ТРИЗ в финансовой грамотности направлены на развитие мышления и формирования творческого подхода к решению задач. Это позволяетсохранить природную креативность детей, изобретательность, находчивость, научить генерировать яркие идеи, переводить проблему в задачу, критически оценивать ситуацию, видеть причинно-следственные связи. Полученные представления об основных вопросах финансовой грамотности учащиеся могут применить в изучении других курсов.

Знания и умения необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.

Материал программы «Финансовая грамотность» построен по принципу постепенного усложнения.

Содержательными линиями курса являются:

· основы экономики;

· история возникновения денег, их виды и функции;

· личный бюджет;

· семейный бюджет;

· финансовая безопасность;

· своё дело.

Курс «Финансовая грамотность» имеет личностно-ориентированную финансовую направленность, способствует развитию способностей в области финансов.

В повседневной жизни каждому человеку необходимо уметь управлять личными финансами, планировать личный и семейный бюджет и вести учет доходов и расходов. Это необходимо, чтобы рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать капитал для инвестирования.

В результате освоения программы внеурочной деятельности учащиеся узнают, что такое общество и какова его структура, познакомятся с понятием денег, узнают их историю и функции, узнают, что такое производство и его основные этапы поймут, что такое торговля.

В рамках курса дети работают над своим первым предпринимательским проектом.

Курс «Финансовая грамотность» поможет в игровой форме изучить основы финансового планирования.

Цель программы: получение базовых знаний и изучение навыков в сфере финансовой грамотности и экономической грамотности, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.

Задачи программы:

1. Познакомить с основами экономической и финансовой грамотности.

2. Познакомить с историей происхождения денег и валюты мира.

3. Познакомить с банковскими продуктами, инструментами и правилами финансовой безопасности.

4. Развивать навыки планирования бюджета, умению правильно распоряжаться деньгами.

5. Формировать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.

6. Формировать понимание основ предпринимательской деятельности и её значения в жизни человека.

Содержание курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Срок реализации программы - 3 года (2-4 классы), 51 час (17 часов на один год обучения).

Формы промежуточной аттестации: финансовая игра

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Тематическое планирование

1 класс

2 класс

3 класс

Приложение № 1

Календарно - тематическое планирование

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения
2023