Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Малахова О.А. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в условиях функционирования лекотеки

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


В настоящее время на территории Российской Федерации масштабно ведётся государственная политика в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из приоритетных направлений государственной политики ставится создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Воронежская область является одним из ведущих регионов, где неукоснительно претворяются в практику идеи государственной политики и реализуются проекты по инклюзивному образованию.
Так с 2014 года в Воронежской области Департамент образования, науки и молодёжной политики широко реализует в дошкольных образовательных структурах доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, что обеспечивает инклюзивность системы образования.
Практически в каждом районе массово открываются лекотеки, как структурные подразделения дошкольных образовательных учреждений.
В дошкольной практике, параллельно с принятием ФГОС ДО, эти события являются новым этапом в развитии системы дошкольного образования.
Актуальным становится создание специальных условий, переподготовка специалистов, овладение новыми подходами, компетенциями, инновационными технологиями, что делает образование качественным и доступным. Перед педагогами - практиками ставится цель по реализации задач ФГОС ДО – обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и обеспечение вариативности организационных форм дошкольного образования, что является научным и практически значимым. На базе МКДОУ «ЦРР-д /с №4» Аннинского муниципального района с сентября 2014 г. открылось структурное подразделение «Лекотека. Основными направлениями работы в СП «Лекотека» становится поиск эффективных подходов с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель деятельности лекотеки направлена на обеспечение психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ, для социализации, поддержки развития личности, а также оказания психолого- педагогической помощи их родителям (законным представителям).
С целью создания условий для формирования жизненно - значимых умений и навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в сентябре 2014 года в Аннинском районе была открыта лекотека на базе МКДОУ «ЦРР-д/с№4».
Команда специалистов из 5 человек набрала группу в количестве 16 детей с ОВЗ и начала работу в лекотеке. На сегодняшний день с семьями детей с ОВЗ работают учитель – логопед два воспитателя, инструктор по физической, два педагога – психолога. Благодаря специальному обучению по подготовке к работе с «особыми» детьми наш коллектив «настроился» на «необычную» работу.
Характеристика детей с ОВЗ. Категории детей с нарушениями в развитии (по классификации В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова)
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Их особенностями в развитии являются: низкий уровень развития восприятия, недостаточно сформированы пространственные представления. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую, не могут сконцентрироваться на выполнении задания. Трудности в понимании инструкций. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно - образное и особенно словесно-логическое. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. Речь – имеются легкие нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Поэтому темп выполнения заданий очень низкий. Ребёнок нуждается в постоянной помощи взрослого. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире. Низкая самооценка. Инфантилизм. Низкий уровень развития мелкой и общей моторики. Нарушение координации движений. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью), болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении. Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Недоразвитие сложных дифференцированных эмоций. Несформированность произвольной регуляции всех психических процессов. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка.
В лекотеке создана предметно-пространственная развивающая среда (ППРС), отвечающая требованиям безопасности, доступности, вариативности, мобильности.
Материальная база лекотеки включает следующие разделы:
•          специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
•          оборудование для развития общей подвижности;
•          игрушки для развития ручных навыков;
•          игрушки для развития тактильного восприятия;
•          игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
•          игрушки для развития слухового восприятия;
•          игрушки для развития мышления;
•          игрушки для развития речи и языка;
•          игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
•          игрушки для игры с водой;
•          материалы для изобразительного творчества;
•          музыкальные игрушки;
•          книги для детей;
•          фонотека;
•          видеотека;
•          книги для родителей;
•          средства для развития невербальной коммуникации.
В лекотеке оборудованы зоны: автоматизированного рабочего места, зон логопедической поддержки, зона психологической поддержки, зона конструирования, зона познавательного развития, релаксационная зона, зона двигательной активности.
ППРС разнообразна, удобна, эргономична, эстетически привлекательна и подобрана таким образом, что стимулирует активность как ребенка, так и его родителя. ППРС имеет возможность быстрой модификации в соответствии с характером нарушения каждого ребенка и его интересами. Лекотека насыщена игровым оборудованием, направленным на развитие общей и мелкой моторики, сенсорной сферы (тактильной, зрительной, слуховой), мышления, речи. Много игр для обучения детей предметной и сюжетно-ролевой игре.
При организации образовательного процесса педагогам следует учитывать многие методические аспекты.
Для успешной социализации ребёнка с ОВЗ в ДОУ разработана модель его сопровождения, отражённая в разделе «документы» на сайте лекотекиhttp://lekoteka.mkdouzrrds4.edusite.ru/DswMedia/model pomoshaidetyamsovzvlekoteke.pdf
Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении осуществляется территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, которая проводит их комплексное обследование и даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Для адаптации поступающих к нам детей с ОВЗ в среде сверстников, социализации и интеграции их в обществе мы планируем: создание специальных условий для развития; организацию комплексной поддержки в целях компенсации вторичных отклонений в развитии; индивидуальный путь и методы обучения; коррекционно-педагогическую работу.
Сопровождение семей детей с ОВЗ у нас происходит по отработанной схеме: диагностический сеанс, или сеансы - составление индивидуально- ориентированной программы развития– индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ и его семьи. При прохождении алгоритма построения индивидуального маршрута сопровождения ребёнка мы обращаем внимание на комплексное раскрытие содержания педагогической работы с ребёнком с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Во время первой встречи с семьёй ребёнка специалисты лекотеки прилагают все усилия, чтобы установить контакт с ребёнком и его родителями, так как от первого визита во- многом зависит дальнейшее сотрудничество. Разнообразный диагностический инструментарий позволяет нам обследовать различные сферы развития дошкольника.
Благодаря комплексному обследованию каждый педагог может понаблюдать и проанализировать важные моменты в поведении ребёнка и его отношениях с близкими и незнакомыми людьми.
От полученных сведений на первых встречах педагоги выстраивают дальнейший план действий в работе с семьёй «особого» ребёнка.
В индивидуальной программе прописываются рекомендации к созданию условий воспитания ребёнка, намечается содержание коррекционно - педагогической работы, даются рекомендации для родителей по воспитанию и развитию их малыша. В составляющих разделах программы каждый специалист отражает специфику своей деятельности по коррекции различных сфер деятельности «особого» ребёнка:
-социальное развитие- элементарные представления о себе и о близких людях.
Физическое развитие- основные движения.
Познавательное развитие- уровень сенсорного развития, мышления, представлений об окружающем мире, ориентировка на количественный признак и количественные представления.
Речевое развитие - экспрессивная и импрессивная речь, способы общения.
Ведущий тип деятельности - уровень сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно- игровых; элементов сюжетной игры, интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, конструированию.
Тематическое планирование с детьми, посещающими лекотеку, перекликается с темами ДОУ. Различия существуют в содержательном разделе, т.к. возможности освоения представлений у детей с ОВЗ, в большинстве случаях снижены. В гибком индивидуальном маршруте развития ребёнка специалисты коллегиально фиксируют конкретное содержание деятельности, отмечают динамику поведения и развития ребёнка, а также отражают моменты сопровождения семьи. Педагоги лекотеки планируют деятельность таким образом, чтобы сочетались различные формы работы, которые помогают каждому ребёнку раскрыть его индивидуальные резервы в развитии, помочь чувствовать себя уверенно в группе, относиться доброжелательно к окружающим, не бояться массовых мероприятий. Конкретные результаты психолого - педагогического сопровождения ребенка и семьи строго индивидуальны. Педагоги лекотеки проводят постоянное информирование о возможностях раннего выявления и ранней помощи ребенку с отклонениями в развитии; о значении адекватного взаимодействия с ребенком в раннем возрасте; об особенностях игровой деятельности ребенка, его потребностях посредством: СМИ; сети Интернет (сайты, форумы, реклама); буклетов и информационных листков.
Психологическая помощь для детей с ОВЗ и их семей носит сугубо адресный, индивидуальный характер, основанная на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Об эффективности психолого-педагогического сопровождения свидетельствуют: успешная адаптация ребенка с ОВЗ в образовательное пространство; включение ребенка с ОВЗ во внутриучрежденческие мероприятия; обратная связь с родителями воспитанников с особыми образовательными потребностями; результативная просветительская работа среди сотрудников образовательного учреждения.
Специалисты лекотеки МКДОУ «ЦРР-д/с№4» делают все возможное, чтобы «особые» дети могли развиваться в специальных условиях, в соответствии со своими возможностями и особенностями, а их родители могли самостоятельно решать жизненные задачи. На сегодняшний день можно отметить, что у педагогов, родителей сформированы начальные представления об инклюзивном образовании. На перспективу следует наметить полное включение детей с ОВЗ в группы нормотипичных сверстников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       Дошкольное образование аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.
2.       Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Пузанова Б. П. – М., 1999.
3.       Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. Беличевой С. А. – М., 1998.
4.       Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Сайт СП «Лекотека» МКДОУ «ЦРР-д/с№4» http://lekoteka.mkdouzrrds4.edusite.ru
e-mail malahovamanankova@mail.ru
телефон 8-951-861-98-08
2018