Актуальные вопросы начального общего образования

Колосова Н.И. Системно-деятельностный подход как методологическая основа повышения качества обучающей деятельности в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Современный этап общественного развития определяется рядом особенностей, которые предъявляют новые требования к школьному образованию. Раньше школа стремилась к тому, чтобы ученик получил определенные знания, умения, навыки. Но жизнь не стоит на месте, все меняется. Никто не станет отрицать, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, а это лишает детей радости познания, убивает интерес к учебе, и в результате теряется способность к творчеству. Поэтому новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
В основе ФГОС заложен системно - деятельностный подход. В это понятие входят три слова: Система – деятельность - подход. Обратимся к толковому словарю. Система - это множество элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом, образуя определенную целостность, единство. Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Подход – это совокупность приемов и способов в воздействии на кого-то или что-либо, изучение чего-либо для получения определенного результата. Если все эти определения сложить воедино, то мы получаем: системно – деятельностный подход – это содержание учебного процесса, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика. Качество образования на современном этапе следует понимать как уровень специфических умений, которые связаны с самоопределением и самореализацией личности, когда знания нужно приобретать не «впрок», а для будущей деятельности, жизненной ситуации. Если раньше предметом нашей гордости – был большой объем фактических знаний, то сейчас это потеряло ценность, т.к. любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не знания, а знания о том, как и где их применить. Еще важнее, как информацию добыть, интерпретировать, или создать новую. То и другое - это результаты деятельности – решение задачи. Желая сменить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, мы осознаем, что необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Деятельностный подход – это процесс, где главное – активная и разносторонняя, в максимальной степени, самостоятельная познавательная деятельность школьника. Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, если будешь играть сам. Когда дети не пассивно усваивают новые знания, а вовлечены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, то у них формируются деятельностные способности. Дети сами «открывают» знания. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Позиция учителя на уроке при введении нового материала не объяснить, показать, рассказать, а он должен организовать исследовательскую работу детей. Педагог должен до мелочей продумать урок так, чтобы школьники могли найти решение проблемы самостоятельно. Для реализации деятельностного метода в преподавании необходимо следовать системе дидактических принципов:
1)       Принцип деятельности – ученик знания получает не в готовом виде, а добывает их сам.
2)       Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик, учитывая возрастные и психологические особенности развития детей.
3)       Принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
4)       Принцип минимакса - школа должна предложить учащимся возможность освоить программу на максимальном для них уровне и обеспечить при этом усвоение социально безопасного минимума (государственный стандарт).
5)       Принцип психологической комфортности - снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. В школе и на уроках должна быть доброжелательная атмосфера, сотрудничество, развитие диалоговых форм общения.
6)       Принцип вариативности – необходимо сформировать у учащихся способность к системному выбору вариантов и адекватному принятию решение в ситуации выбора.
7)       Принцип творчества – приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный метод обучения является универсальным. Важно, чтобы сам учитель понимал, что нынешнее поколение совсем другие дети, им жить в других условиях. Очень многое зависит от семьи и школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности, а задача школы – развивать его способности, создав для этого все условия.

Библиографический список

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 10.07.2019).
2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

Сведения об авторах

Колосова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бережновская средняя школа», Николаевского муниципального района, Волгоградской области, Россия, село Бережновка.
2019