Макаренко А.Н. Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста
Библиографическое описание: Макаренко А.Н. Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Основной деятельностью маленького ребенка является игра. Еще в раннем детстве с помощью взрослых людей ребенок овладевает навыком игры. Именно взрослый показывает малышу, как греметь погремушкой, кормить и качать куклу, катать машинку, бросать мячик. Поначалу ребенок копирует действия взрослых в семье. Ребенок подрастает, и познание окружающего мира у него расширяется. К концу 3-го года жизни ребенок уже способен назвать того, чьи действия он воспроизводит в семье и вне ее.
Это может быть доктор, парикмахер, водитель, официант и т.д. Так в жизни ребенка формируются предпосылки для ролевой игры. Имеет значение, кому ребенок подражает: при той или иной игре ребенок испытывает разные чувства, проникается ими, в нем закладываются ценные качества характера. Это происходит, как с применением взрослыми людьми вербальных (словесных) методов ведения игры, так и невербальных. Если в раннем детстве для ребенка стимулом к действию является восприятие, то в дошкольном возрасте в игре уже возникает сила управлять самому. В этом возрасте ребенок регулирует свое поведение в соответствии с правилами игры. Выполнение правила становится источником удовольствия для ребенка. Для ребенка в процессе игры возникает смысл. Смысл появляется там, где ребенок в игре реальную вещь замещает воображаемой (например, из стульев составляет поезд).
Так у ребенка развивается абстрактное мышление. У детей в игре развиваются эмоции, навыки общения, воображение, мышление. Сюжетные, ролевые подвижные, театрализованные, дидактические игры и т.п. становятся основой для психологических новообразований, так необходимых ребенку в дальнейшей жизни.
Во время игры ребенок осваивает правила жизни, учится оценивать ситуацию и принимать решения самостоятельно. Он учится взаимодействовать с другими участниками игры и выражать самые разные эмоции. Участие взрослого имеет важное значение. Он прививает ребенку полезные навыки: нормы поведения, взаимоотношений. Игра способствует формированию личностных качеств и социализации ребенка.
Ребенок в игре исполняет желание, переживает действительность: желая, он выполняет; думая, он действует; при этом включаются его воображение, воля, осмысление. Внутренние процессы неотделимы от внешнего действия. Игры, в которых ребенок удовлетворяет потребности в активном освоении окружающего мира, а также потребности в участии в своей жизни взрослых и общении со сверстниками, являются одним из эффективных методов психического развития ребенка, способствуют установлению новых связей с миром и развитию его творческих способностей.
Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоционально воспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В играх ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок, не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние игры оказывают и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Для того, чтобы развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, необходимо наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового, а также в играх на развитии фантазии. В играх на развитии фантазии ребенок может в своем воображении нарисовать самые разные образы, он может придумать различные необычные ситуации, отталкиваясь лишь от своего желания, выдумки.
Игра с воображаемым воздушным шариком
Цель. Развивать фантазию, выдумку, пластику и грацию, силу выдоха.
Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть с воображаемыми воздушными шарами. Сначала дети надувают воображаемый воздушный шар. Далее звучит любая музыка по выбору педагога, воспитанники начинают игры и движения с воображаемым предметом. По окончании музыки игра прекращается.
В речевых и театрализованных играх педагог представляет свободу для проявления творчества детям: им предлагается самостоятельно придумать удачные и выразительные жесты, соответствующие строкам текста, различные движения для выразительной передачи того или иного образа, дети самостоятельно учатся сравнивать, анализировать и подбирать.
Игра «В сказку нас ведет дорога»
Цель. Уметь соотносить движения с текстом, развивать фантазию.
В сказку нас ведет дорога. Эй, ребята, не зевать! Сказочница что напомнит, то и будем выполнять. Как из моря выходили тридцать три богатыря… (Дети придумывают движения) Как скакал Иван-царевич три ночи и три дня…
Как Белоснежка танцевала с гномами в саду… Как Кощей все чах над златом в сказочном лесу… Как мышка хвостиком разбила ценное яйцо… Как Буратино проткнул носом в каморке полотно… Как съела Колобка хитрющая лиса… Как варила в котелке снадобье Яга… Как Золушка спешила поскорей домой… Как летал Змей Горыныч темною порой… Как девица любовалась аленьким цветком… Как ловил волк глупый рыбу в проруби хвостом… Как рыдала Несмеяна, затопив дворец… Как считал на небе звезды сказочный мудрец…
Игра «Слоненок»
Цель. Учить удерживать в памяти заданную последовательность действий, развивать воображение, чувство ритма.
Описание: Дети слушают песню, и музыкальный руководитель дает указание запомнить действия слоненка.
Рано утром слон проснулся,
Сразу в воду окунулся
И плескался, отдувался,
На песочке кувыркался.
Хвостик, уши обливал
И на солнце загорал,
Подремал, часок поспал
И к слонятам побежал.
Дети составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку. При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая — сочиняет рассказ, описывая образные движения.
Очень хорошо в музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Игра «У Маланьи» Р. н. мел.
Цель игры: Развивать творческие способности и координацию движений.
Ход игры. Дети идут по кругу.
У Маланьи у старушки, жили в маленькой избушке.
Семь сыновей да семь дочерей. (Останавливаются, дальше придумывают движения, соответственно тексту)
Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот бровями.
Вот с такой бородой, Вот с такой головой.
Ничего не ели, целый день сидели, На неё глядели
И делали вот так: (Взрослый указывает на любого ребенка, и он выполняет любое танцевальное движение, а все остальные за ним повторяют. Затем игра продолжается_.
Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов. Музыкальные игры способствуют решению важной задачи — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность, в ходе которой ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического восприятия.
Литература:
1. Радынова О.П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г.И. Худож.: Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 96 с.
3. Бодраченко, И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. - М.: Айрис- пресс, 2009. - 176 с.
4. Подвижные и речевые игры для детей 5–7 лет составитель Гуськова А.А. – Волгоград. Издательство «Учитель» 2012.