Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Козлов М.А. Воспитание личности безопасного типа на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


В последние годы актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в таких условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в ситуациях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасности.
Действительно, ХХI век - это время природных и техногенных катастроф: взрывы атомных электростанций, смерчи, наводнения, пожары, землетрясения…Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Мой опыт работы преподавателем ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Каждый преподаватель - будь то физик, биолог, математик, филолог - уверен, что именно его предмет является в школьной практике главным, поскольку не только готовит ученика к будущей взрослой жизни, но и позволяет сформировать в ученике все те компетенции, которые нашли отражение в новых ФГОСах.
Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Поэтому, одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Особая роль здесь отводится ситуационным практическим заданиям. При их составлении необходимо придерживаться следующих принципов:
- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
- создание ситуации с элементами риска и опасности.
-уроки с опорой на мультимедийные и интерактивные средства обучения, позволяющие в действии показать или смоделировать ту или иную ситуацию, найти из неё выход.
Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания к ученью. И лучшим показателем результативности на мой взгляд является активность учащихся на уроках. Не секрет, что не так, как хотелось бы увеличивается число детей, проявляющих особый интерес к предмету. Да, на этом пути есть свои трудности, ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Когда уроки становятся не похожими друг на друга, в их основе заложено существенное повышение наглядности, практичности, реалистичности -уроки эффективны и детям нравятся.
Чтобы заглянуть в будущее, нужно посмотреть на день вчерашний и сегодняшний, и это будет поводом для размышлений, ведь здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Однако зачастую мы не всегда задумываемся, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности по этому предмету.
Однако, выживание и здоровье ребенка возможны лишь при условии сформированности у него культуры безопасности. Эффективное же воспитание культуры безопасности возможно лишь при организации соответствующего учебно-воспитательного процесса, предполагающего целенаправленную подготовку обучающихся к профилактике и преодолению воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
С учетом анализа складывающейся ситуации в России, оценки характера опасностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и общественного бытия можно сделать вывод, что задачей минимума воспитания и обучения должно стать формирование личности безопасного типа. Это должно стать ключевым звеном воспитания и обучения, стержнем концепции курса ОБЖ в сфере образования.
Библиографический список
1.Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.
2. Большаков, Е. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ: / Е. А. Большаков; Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский областной институт развития образования». - Рязань, 2010.
3. Воробьев Ю.Л., Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2006. -
2019