Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бережная Е.Н. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения.
Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18)
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька» насчитывает 160 воспитанников. Среди этих воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя.
С этой проблемой педагоги нашего учреждения сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог - психолог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, музыкальный руководитель. Этот процесс включает в себя:
Создание предметно-развивающей среды;
Для этого создан кабинет педагога - психолога, который дети с удовольствием посещают, так как там создана необходимая атмосфера добра и теплого обращения к ребенку.
Кабинет учителя - логопеда и учителя – дефектолога насыщен разнообразными пособиями, дидактическими играми и материалами, которые способствуют коррекции речевого развития. Специалисты в своем кабинете создает уютную дружественную обстановку, покидать которую дети не желают.
Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе.
Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности.
В начале учебного года психолог, учитель – дефектолог, учитель - логопед проводят диагностику развития детей дошкольного возраста. На психолого –медико – педагогическом консилиуме (ПМПк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития.
- Комиссией принимается решение о направлении ребенка на центральную ПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.
- На основании заключения ЦПМПк учитель – логопед, учитель - дефектолог и психолог, разрабатывают адаптированную образовательную программу по поставленному диагнозу.
- Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.
Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. Именно семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. (3, с.8) Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста.
Мы надеемся, что наше дошкольное учреждение является для наших воспитанников как в стихотворении Н.А. Калиман именно СВОИМ:
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Библиографический список:
1.       Инструктивно - методическое письмо ОГА ОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»: «Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015-2016 учебном году»
2.       Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.

2019