Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Силаева Ж.В. Здоровьесберегающие технологии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
Медико-профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами).
- технологии профилактики заболеваний;
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
-коррекция возникающих функциональных отклонений;
- отслеживание характера течения хронической патологии;
-реабилитация соматического состояния здоровья;
-контроль качества организации питания;
- витаминопрофилактика;
- санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ;
Физкультурно-оздоровительные (физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников)
- процедуры закаливания;
- валеологические занятия;
- спортивные мероприятия;
- недели здоровья;
- проведение подвижных игр;
-прогулки-походы и т.д.
Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
- Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
- Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
- Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологическое просвещение родителей (обеспечение образованности родителей воспитанников ДОУ в вопросах здоровьесбережения)
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения;
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и т.д.);
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
•Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
-ритмопластика (2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста);
- динамические паузы, физкультминутки (на занятиях и в перерывах между занятиями по 2-5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах);
- утренняя гимнастика и гимнастика после сна (по 5-10 минут во всех возрастных группах);
-пальчиковая гимнастика (проводится в любой удобный отрезок времени во всех возрастных группах);
-дыхательная гимнастика (В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста);
-гимнастика для глаз (ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста);
- подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные игры;
-оздоровительный бег (со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке);
-релаксация (для снятия мышечного, эмоционального напряжения, можно использовать спокойную музыку, звуки природы)
Технологии обучения здоровому образу жизни:
-физкультурные занятия;
-проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия);
-коммуникативные игры;
-занятия (ЗОЖ);
- самомассаж;
Коррекционные технологии:
-технологии музыкального воздействия (в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах);
-технологии воздействия цветом (как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста);
-технологии коррекции поведения (сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста);
-сказкотерапия (2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста);
Вести работу по оздоровлению детей важно систематически. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, правильное физическое развитие детского организма. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Литература:
1. Дергунская В.А, Никонец И.И, Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников // Детский сад теория и практика.-2010.-№10.-с 12-19.
2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.
3. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. – 2007.
2019