Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность: - формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье; - организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей. Использование таких технологий решает целый ряд задач: - закладывание фундамента хорошего физического здоровья; - повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников; - проведение профилактической оздоровительной работы; - ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни; - мотивация детей на здоровый образ жизни; - формирование полезных привычек; - формирование валеологических навыков; - формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой; - воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий: Медико-профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами). - технологии профилактики заболеваний; - углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники; -коррекция возникающих функциональных отклонений; - отслеживание характера течения хронической патологии; -реабилитация соматического состояния здоровья; -контроль качества организации питания; - витаминопрофилактика; - санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ; Физкультурно-оздоровительные(физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников) - процедуры закаливания; - валеологические занятия; - спортивные мероприятия; - недели здоровья; - проведение подвижных игр; -прогулки-походы и т.д. Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников); - Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»; - Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.; - Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»; - Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах. Валеологическое просвещение родителей (обеспечение образованности родителей воспитанников ДОУ в вопросах здоровьесбережения) - Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения; - Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д; - Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и т.д.); - Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; •Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков). Здоровьесберегающие технологии Технологии сохранения и стимулирования здоровья: -ритмопластика (2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста); - динамические паузы, физкультминутки (на занятиях и в перерывах между занятиями по 2-5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах); - утренняя гимнастика и гимнастика после сна (по 5-10 минут во всех возрастных группах); -пальчиковая гимнастика (проводится в любой удобный отрезок времени во всех возрастных группах); -дыхательная гимнастика (В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста); -гимнастика для глаз (ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста); - подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные игры; -оздоровительный бег (со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке); -релаксация (для снятия мышечного, эмоционального напряжения, можно использовать спокойную музыку, звуки природы) Технологии обучения здоровому образу жизни: -физкультурные занятия; -проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия); -коммуникативные игры; -занятия (ЗОЖ); - самомассаж; Коррекционные технологии: -технологии музыкального воздействия (в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах); -технологии воздействия цветом (как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста); -технологии коррекции поведения (сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста); -сказкотерапия (2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста); Вести работу по оздоровлению детей важно систематически. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, правильное физическое развитие детского организма. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Литература: 1. Дергунская В.А, Никонец И.И, Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников // Детский сад теория и практика.-2010.-№10.-с 12-19. 2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108. 3. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. – 2007.