Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир
Результат анкетирования, родителей в начале учебного года (при наборе детей) показал, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют. Анкетирование позволило получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Анализируя педагогическую литературу, мы увидели, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, недостаточно и методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.
А ведь ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Поэтому удачной находкой для нас оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Важной особенностью является то, что независимо от направленности проекта (на детей или на родителей) всегда есть возможность проявления сотворчества взрослых и детей, повышения навыков познавательной деятельности и компетентности взрослых.
Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Вот уже несколько лет в нашей группе используется такая форма сотрудничества с родителями, как проект «Гость группы»
Основная цель проекта - включение родителей (мам, пап, бабушек, дедушек) в образовательный педагогический процесс группы и успешная социализация, самореализация детей.
Проект носит практико - ориетированную, творческую направленность.
В начале учебного года, когда приходят новые дети – мы знакомимся с родителями и проводим анкетирование, позволяющее узнать: у кого из родителей есть возможность провести «Интерактив» в течение недели, в рабочее время; профессии родителей, их хобби, наличие в семье домашних животных, наличие у детей братьев или сестёр школьного возраста.
Учитывается и социальная активность родителей, т.е. желание взаимодействовать с окружающими (как детьми, так и взрослыми), выступать в активной роли.
В соответствии с планом лексических тем на год и полученной информацией о личности планируемого ведущего (его желания, профессиональные знания, интересы, активность) намечается работа с родителями: кто, на какую тему и в какой форме может провести «интерактив» для детей (в целом 3-4 занятия в год даже при невысокой активности родителей).
Когда подходит подходящая лексическая тема в календарном учебном плане – мы договариваемся с родителем, когда прийти в группу (утром или после полдника), обсуждаем основную идею «интерактива», приблизительную структуру занятия. Остальное - на усмотрение ведущего (мамы, папы, бабушки и т.д.). Родители стараются, подходят очень ответственно к предстоящему событию, некоторые даже составляют настоящий конспект! Дети узнают о приходе гостя в группу за несколько дней - делается пометка в календаре, с нетерпением ждут его. Родители выступают в роли ведущего или организатора занятия – «интерактива».
Основные правила проведения мероприятия можно сформулировать как «Недолго! Наглядно! Интересно!!!» Поэтому обязательно учитываются и разрабатываются элементы активизации внимания детей, наглядность – посмотреть, потрогать (посуду, ткани, водительские права, корм для животных), поиграть. Желательно постараться превратить «урок» в игру.
Например, после рассказа мамы о профессии парикмахер, она сделала красивые прически девочкам и мальчикам. А во время приготовления десерта мама рассказала историю о появлении бананов и шоколада в России, дала возможность поработать с блендером детям. В ходе «интерактивов» дети имеют возможность погрузиться в мир профессий родителей, получают актуальную и познавательную информацию в доступной форме.
В конце встречи некоторые мамы радуют детей небольшими подарками, призами.
За прошедшие годы у нас были следующие занятия «интерактивы»
Ø Печем печенье (тема «Хлеб»). Цель: знакомство с технологией изготовления печенья, способами сервировки праздничного стола.
Ø «Знакомство с кружевом» («Мой город»). Цель: знакомство с народной культурой, расширение представлений о кружевоплетении.
Ø «Домашние питомцы – хомячки» («Домашние животные). Цель: знакомство с внешним видом, потребностями и повадками грызунов на примере хомячков.
Ø «Знакомство с сервизом» («Посуда»). Цель: закрепление знаний детей о сервизе, видах и назначении посуды.
Ø «Игрушка – Ангелочек на елку» («Новый год»). Цель: развитие творческих способностей детей и фантазии.
Ø «Все профессии нужны, все профессии важны» («Профессии»). Цель: расширение представлений детей о профессиях близких (инженер по охране труда, медсестра, парикмахер, повар, бригадир и д.р.)
Ø «Наша Армия сильна, охраняет нас она!» («Наша Армия»). Цель: обогащение эмоционального опыта детей, патриотическое воспитание.
Ø «Овощи и фрукты – полезные продукты» («Фрукты»). Цель: расширение представлений детей об использовании фруктов в пищу, знакомство с процессом приготовления фруктового салата.
Ø «Квасить капусту совсем не пустяк!» (« Овощи») Цель: Расширение представлений об использовании овощей в пищу, знакомство с процессом закваски капусты.
Хочется также расширить диапазон тематической направленности «интерактивов» - о природе, о ЗОЖ, увлечениях родителей.
Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс. Например, дети узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т.к. «интерактив» не похож на обычное занятие, его ведёт новый человек. Новый человек вызывает интерес; активизирует внимание, память, – многое из сказанного или показанного этим человеком запоминается.
Ø Дети учатся слушать, слышать, задавать вопросы.
Ø Ребёнок видит свою маму или папу в новой роли.
Ø Видит образец, наглядный пример социальной активности.
Ø Испытывает гордость, что именно его родственник ведёт занятие, её слушают другие дети. Повышается самооценка ребёнка.
Ø Родители, понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога.
Ø Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в новой, нетрадиционной для ролевой модели «мама-ребенок, папа- ребенок» обстановке.
Ø Воспитатель также может чему-то поучиться у родителей, посмотреть на ситуацию по-новому.
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, их семьями и воспитателями.
Дети получили возможность расширить границы повседневного общения, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества в совместных играх, творческой и трудовой деятельности, стали более раскрепощёнными, контактными и заинтересованными. В группе стали формироваться дружеские отношения. Расширились границы интересов, появились новые увлечения, активизировалась речь.
Родители увидели, насколько их дети готовы и умеют общаться с другими людьми, и насколько успешнее этот процесс проходит в совместной деятельности. В лице семей воспитанников мы нашли поддержку и заинтересованность в решение задач успешной социализации и самореализации их детей.
Библиографический список
1. Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М.; Издательство Сфера, - 2009.2. Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования -М.; - Новосибирск: ЦРНС, 2010– 58с
3. Лебедева, К.М. Педагогическая компетентность родителей: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода [Электронный ресурс]// [Текст] Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16976