НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Абдухаирова О. В., Писарик Е. Е., Плахова Л. А. Особенности проведения подвижных игр в дошкольном возрасте

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


 На занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении занятия подвижными играми с детьми представляют собой главное средство в развитии движений детей. Игры детей характерны простотой заданий, сюжета, доступностью и несложностью правил, частым чередованием подвижных моментов со спокойными. В играх с дошкольниками играющий коллектив не разделяется на команды. Дети выполняют одинаковые для всех упражнения и движения. Для детей дошкольного возраста характерны игры, в которых действие развертывается достаточно быстро, благодаря чему в процессе игры можно легко наблюдать результаты своих действий.
 В ряде игр действия детей начинают принимать соревновательный характер. В детском саду применяются разнообразные виды подвижных игр: игры со спортивным инвентарем (мяч, скакалка, обруч), которые используются преимущественно как индивидуальные и представляют собой своеобразные игровые упражнения, не имеющие строго зафиксированных правил. Подвижные игры с правилами – сюжетные и бессюжетные. Темой для сюжетных игр служат, главным образом, непосредственно окружающие детей явления, близкие и доступные их пониманию. Сюжет игры постепенно обогащается. Бессюжетные игры чаще всего строятся на выполнении несюжетного задания: прокатить мяч, пролезть в обруч, не задев дугу.
Особенно внимательно надо отнестись к содержанию игры. Недопустимы игры, сюжет которых может вызвать неправильное представление об окружающем или натолкнуть детей на нежелательные проявления. Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста строятся на выполнении не более одного-двух доступного и интересного для детей заданий. В играх используются только те движения, которыми дети владеют свободно. Инструктор сам принимает участие в игре и выполняет более сложные роли.
Игры старшего и подготовительного дошкольного возраста приобретают более богатый сюжет. Повышаются требования к выполнению определенных правил, вводится элемент соревнования. Детям предоставляется больше самостоятельности. В ходе игры инструктор привлекает внимание ребят к ее содержанию. Педагог обязан учить и следить за тем, чтобы движения выполнялись точно в соответствии с правилами игры. Он управляет дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и быстро действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально и выразительно. Дает представление о содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени представляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки детей, проявивших определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Для ребят не всегда важен результат игры, победа, успех, им нравится сам процесс игры, каким бы трудным он не был. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности.
Музыкальное сопровождение на физкультурных занятий является мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность, поэтому использование музыки на занятиях в дошкольном учреждении должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группе к другой.
С детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать эпизодическое сопровождение простых или уже выученных упражнений. По мере взросления, обогащения двигательного опыта и становления высшей нервной деятельности количество действий и повторений может увеличиваться, однако и здесь необходимо следовать некоторым правилам.
Упражнения, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения: это построения, разучивание новых упражнений, выполнение двигательных действий в основной части занятия.
Для сопровождения разминки подбираются эстрадные, маршевые или классические мелодии с четким ритмическим рисунком. Это пробуждает детей сознательно «укладывать» элементы упражнения в четкие временные рамки.
Музыкальные произведения следует чередовать каждые две - три недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.
Музыка для движения во время физкультурных занятий - это настроение, и ритм, и темп выполнения упражнений. Музыка - это образ, который помогает детям фантазировать и двигаться не только качественно, но и более свободно и раскрепощенно.
Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий. Игра закрепляет у детей полезные умения, навыки и привычки. Главное для детей дошкольного возраста является накопление широкого и разнообразного практического двигательного опыта, от которого впоследствии в школьные годы, будет зависеть успешное решение специальных образовательных задач.
Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания и легочную вентиляцию.
«Для активизации малоподвижных детей, - считает Н. Аксенова, - музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность».
У детей дошкольного возраста, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка в конце занятия поможет успокоить такого ребенка.
На занятиях по физической культуре наиболее целесообразно музыкальное сопровождение использовать в водной части: при выполнении ходьбы, бега, в подскоках, при выполнении общеразвивающих и строевых упражнениях.
Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счёт инструктора. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора по физкультуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь ребенку.

Библиографический список

1. Кудашова Л.Т., Люйк Л.В., Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с использованием основных средств гимнастики. СПб. 2001. 44с.
2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. СПб.: Композитор, 2009. 309с.
3. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240с.
2021