НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Демченко Е. М. Отношение к матери

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf

«Мы любим своих матерей, почти не задумываясь об этом, и не осознаем всей глубины этой любви, пока не расстанемся навсегда».

Ги де Мопассан


     Продолжаю статью «Первые уроки нравственности», которую начала в выпуске журнала №10 (60)
     Казалось бы, чувство любви ребенка к маме врожденное. Но вот парадокс часто любовь к матери не сочетается с заботой о ней, с элементарной внимательностью, чуткостью, тревогой за нее.
      Если бы спросили Мишу, какое время дня он любит больше всего, мальчик, не задумываясь сказал бы: вечер. И не потому, что он не любил ходить в детский сад, — как раз любил, и жизнь его в саду шла благополучно. Но вечером было так интересно...
      После ужина, убрав со стола посуду, мама садилась с Мишей, раскрывала книгу, и начиналась жизнь, полная приключений. Сказки Андерсена, братьев Гримм, русские народные сказки... Каждый день мама читала что-нибудь новое, но если сказка сыну очень понравилась, перечитывала ее и назавтра. Любимые книжки он мог слушать десятки раз, особенно про русских богатырей. Когда мама открывала большую книгу «Русские богатыри», он бросал все свои дела и спешил скорее слушать сказку. Если бы только знала мама, что он задумал! Быть таким же богатырем, сильным, грозным, смелым. И таким же добрым! Он никогда не будет обижать слабых! Зато если придет враг, тогда богатырь пощады знать не будет!
      Одно только огорчительно в Мишиной жизни: как быстро мама перестает читать! Две сказки или три... И все!
- Еще почитай! - просит он.
- Отложим на завтра. Я же целый день работала - ушла рано, пришла вечером. И дел полно... Завтра!
- Нет, сейчас! - начинает капризничать мальчик.
- Я устала, ну как ты не понимаешь?
- Почитай, почитай, почитай! - барабанит Миша. - Хочу сказку!
      И так очень долго. Не посочувствует он маме, не пожалеет ее. Требует и требует. А мама смотрит на него усталыми глазами.
Но Миша не чувствует упрека.
- Ладно, - вздыхает мама и берет книгу. - Про какого теперь богатыря?
      А лучше бы рассказать еще одну сказку о том, как нужно любить маму. Сегодня маленький Миша настойчиво просит рассказать еще сказку. Вроде бы ничего особенного. Завтра он так же невинно будет требовать, чтобы мама обслуживала его, уже взрослого. Что особенного- она же мама...Но потом может случиться то, что, к сожалению, часто бывает в семейной жизни: весь груз домашних забот будет нести на себе одна мама, а почти взрослый Миша и не заметит этого. Естественно, он ведь привык к такому стилю жизни он всегда только потреблял заботы, от него же взамен ничего не требовали.
      Можно ли научить маленького ребенка быть чутким к матери? Не завышенное ли это требование: как он может представлять себе усталость матери, если ему это состояние не знакомо? Мы взрослые думаем, что дети не способны мыслить нашими, взрослыми категориями, они живут сиюминутными ощущениями. Это мнение ошибочное. Детей можно и нужно учить их быть добрыми и внимательными. Это важно и не только для родителей. Научившись в детстве видеть усталость, заботы, беды своей матери, человек сквозь всю жизнь пронесет эту великую способность, будет внимательным к людям вообще, научится понимать их трудности, стремится помочь.
                                                 Поступки
      Перед тем как что-то сделать, надо подумать не только о самом поступке, но и о нас самих, о нашем настоящем, прошлом, будущем и о людях, которых этот поступок касается, и поставить все это во взаимосвязь. И тогда мы будем очень осмотрительны.
                                                                                                      Паскаль
      Мы часто судим о поступках детей, не делая скидки на то, что они маленькие и просто не понимают, что делают неправильно.
      О пистолете с пульками Олег мечтал долго. Увидел его как-то у мальчика во дворе покой потерял. Сколько дней и недель просил, он родителей купить пистолетик! Но только летом, на отдыхе мечта его осуществилась получил он долгожданный пистолетик и сейчас бегает по лужайке который уже час, обстреливая пластмассовыми пульками деревья, траву, небо.
      Но вот Олег вдруг опечалился: потерялись все пульки. Долго пытается найти хоть одну, уже почти плачет. И вдруг пулька сама зажелтела в траве. Скачет мальчик от радости: ну уж, теперь он снова постреляет!
      Нет, спохватывается Олег. Надо быть осторожнее: ведь пульку так легко потерять снова! И он убирает её глубоко-глубоко в карман джинсов. Ну, все, теперь уж пулька точно не потеряется!
      Но стрелять-то хочется... Что же делать? Может, все-таки достать пульку из кармана? Неет... Ой, да ведь можно пострелять камнем! А пулька пусть лежит в кармане, уж там- то она не потеряется!
      Олег поднимает камень. Ух, какой хороший — почти длинненький, как пулька!
      Он закладывает его в пистолет. Тяжело! Пистолет не стреляет! Снова неприятность...
      Но Олег и тут быстро находит выход из положения: можно же стрелять и без курка, просто подкинуть пистолет в руке, и камень выскочит, стрельнет...
      Сказано - сделано. Бегает Олег по лужайке, крепко придерживая рукой карман с пулькой, вскидывает свой пистолет, и камень обязательно выкатывается, стреляет. Метко получается: куда нацелится мальчик, туда пуля и попадает.
      Рад Олег. И пулька цела для будущих выстрелов, и лишать себя удовольствия не надо.
      А кругом бегают другие дети. И домашние животные. А что, если камень Олега попадет в кого-то из них?
     Нам кажется, все элементарным: посмотри вокруг — везде люди, животные, они могут пострадать от твоей игры. Но ребенок этого не осознает, он увлечен игрой. Надо подсказать ему, обратить внимание на возможные последствия. Не раз и не два, а при каждом случае. Постепенно он научится заранее думать о том, не обидит ли кого-то своим словом, делом, игрой. Это будет очень важным этапом в его нравственном воспитании.
Литература
1.     Каирова И.А., О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997.
2.     Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
3.     Макаренко А.С. Книга для родителей. / - М.: «Педагогика», 1988.

2022