Музыкальное воспитание занимает достаточно большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Под влиянием музыки у детей развивается художественное восприятие, богаче становятся переживания. Уже с раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (эмоционально реагирует на музыку разного характера, ритмично прихлопывает, приплясывает), а в игре и танцевальной деятельности ребенок упражняется в движении, осваивает его. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество. Отсюда следует, что творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления. Развитие музыкальных способностей детей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых детские движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное, праздничное звучание музыки вызывает радость, бодрость, что выражается подтянутой осанкой, в точных, подчеркнутых движения рук и ног. Таким образом, работа над отражением бодрого активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, т.е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, потому оно благотворно влияет на физическое развитие детей. Напротив, спокойный, плавный характер музыки позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими и округлыми. Однако, связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп – все это может отражаться и в движении. Кроме того, художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Например, движение поезда, которое передается легким, несколько «щаркающим», постепенно ускоряющимся бегом. Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмических движений совершается музыкально – эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Изображая, например, в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и главном скольжении по льду. Однако, познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и на психологическое состояние ребенка. Рассмотрим влияние возрастных особенностей дошкольников на воспроизведение музыкально-ритмических движений. Итак, музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке, а это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность. Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения. Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. В играх дети могут передавать действия персонажей, их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в 2-х частной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками. На четвертом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением. Однако, эти реакции еще не совершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать. Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говоря о музыке, способны отметить двух- и трех- частную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь каким-либо характерным движением выразить его. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят. Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа. Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально – игровых образов. Таким образом, основываясь на выше сказанном, можно сделать следующее заключение: развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям способствует музыкальному воспитанию и развитию дошкольника, если в процессе этого будут решены следующие задачи: · развивать у детей способность целостно воспринимать музыку, выделять отдельные, наиболее яркие средства – регистры, темповые нюансы, акценты и т.п.; · учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности; · развивать чувство ритма, учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях; · развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста; · воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально-ритмических движений.
Библиографический список
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 288 с. 2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. 255с. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240 с. 4. Ветрова С.В. Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: реферат. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625702/ (дата обращения 26.08.2020). 5. Раевская Е.П., Руднева С.Д., Соболева Г.Н., Ушакова З.Н. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 222 с.