НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Е. А., Калашникова С. С. Влияние игр с конструкторами на развитие логического мышления у дошкольников


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

В наш век информатизации, роботизации и цифровизации всех процессов, которые нас окружают, каждый родитель задумывается о развитии математического, логического, пространственного мышления у детей. Конечно, ребенок уже рождается наделенный данными способностями, и многих родителей волнует вопрос – надо ли развивать их больше или все придет в свое время? Работая не один год с детьми разного возраста, способностей, мышления мы можем с уверенностью сказать, что определенно надо! Понятно, что каждый ребенок талантлив в разной степени и по-своему, приобщение с ранних лет к конструированию способствует развитию у всех деток в разной степени образного, пространственного, логического мышления.
Так что же такое логическое мышление? Прежде всего - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление. Это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Соглашаясь с мнением Л. Я. Береславского о том, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе, а так же мнением Д. Б.Эльконина и Л. А. Венгера, что конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся, считаем, что заниматься с малышами можно уже с полугодовалого возраста, начиная с сенсорного коврика – это позволит освоить навыки сюжетно-ролевой игры и расширит представление об окружающем мире.
Детям от года можно предложить конструктор «Геометрик» - эта игрушка многофункциональна: это и конструктор, и пирамидка, и шнуровка одновременно. Деткам от трех лет будет интересен магнитный конструктор MAGNETICUS, Lego – дупло. Эти конструкторы позволяют создавать оригинальные постройки, необычные по форме и свойствам поделки.
Основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста, это доказано такими учеными, как А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П. Я. Гальперин и др. Дошкольная логика – это своеобразный мир со своими приемами, умениями, способами. Дети в дошкольном возрасте постоянно сопоставляют, сравнивают, классифицируют различные предметы и явления. С пяти лет мы используем в игровой и образовательной деятельности ребятишек Тико-конструкторы. Они позволяют создавать объемные и плоскостные фигуры. Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур (от дорожки и забора до ракеты, домика, фигуры животного), и геометрических объемных фигур (от трех-, четырех-, пяти-, шести-, восьмигранных призм и пирамид - до икосаэдров, додекаэдров и звезд Кеплера).
Для подготовки детей к школьному обучению, развитие логического мышления имеет особое значение. Важно, не только, какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, готов ли он самостоятельно делать выводы. Рассуждать, фантазировать, строить замыслы конструкций, рисунков.
В старшем дошкольном возрасте дети способны овладеть условно-символическими действиями и конкретными обобщенными действиями. Наиболее успешно формирование этих способностей происходит в процессе конструирования.
Организация педагогического процесса с использованием конструкторов соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития. Педагогическая значимость внедрения технологии моделирования в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста определяется следующим: с помощью системы логических знаний, у дошкольников развиваются пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме осваиваются математические понятия и объемное моделирование. Наглядная демонстрация результата конструирования детьми положительно влияет на мотивацию к деятельности, повышает самооценку ребенка.

Список литературы

1.       Басов А. В., Тихомирова Л. Ф Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.
2.       Бурмистрова, Е.В. Развитие логического мышления детей старшего школьноговозраста через дидактические игры/ Логические исследования 1996, № 5.
3.       Береславский Л. Я.,. Береславская А. «Современные игровые методики развития интеллекта». Школьная пресса, Москва, 2010 г.
4.       «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
5.       Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.
6.       Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера Москва, «Педагогика», 1988г.
7.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
8.       -http://www.int-edu.ru/sites/default/files/userfiles/Publikazii/konstruirovanie_klassika_pedagogiki_ili_innovacionnyy_podhod_k_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnika.pdf

2021