Библиографическое описание:
Сараева И.А. Формирование художественного образа у детей через литературное творчество на занятиях изобразительного творчества // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Детское художественное творчество – явление уникальное и имеет большое значение во всестороннем развитии ребёнка и в том числе в изобразительном художественном творчестве. Как писал Л.С. Выготский «Творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.), а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Художественный образ в изобразительном искусстве воспроизводится с помощью внешнего, зрительного контакта предмета и события, которые либо присутствуют в реальности, либо являются вымышленными их создателем.
О важности формирования художественного образа через литературу у младших школьников
Художественный образ – это определенная форма мышления, выраженная физически в качестве зрительного объекта, процесс, воплощенный в конкретном произведении при помощи средств изобразительного искусства.
Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления.
Художественный образ повествует о жизни посредством зрительных образов. Они создаются с помощью специальных средств, инструментов, техник и приемов, которые разработаны, изменены и усовершенствованы многими поколениями художников.
Образ формируется тремя основными ступенями:
1 ступень. Возникновение идеи. Это создание чего-то мысленно, в мечтах художника. Возможно появление набросков или мини-замысла.
2 ступень. Создание произведения. Художник воплощает свою мыль фактически, с помощью материалов, отображая объективную часть (зрительное изображение) и субъективную часть (свои эмоции и чувства).
3 ступень. Восприятие созданного образа другим человеком. При этом субъективное мнение зрителя дополняет данный объект. И мысль художника становится ощущением другого человека.
Одной из главных задач на занятиях изобразительного творчества является формирование художественного образа у ребенка. И для решения этой задачи целесообразно использовать художественную литературу, привлекать детей к чтению, рекомендовать посещение библиотек.
Литература– вид искусства, в котором средством создания художественного образа является слово. Существуют жанры литературы, такие как сказка, рассказ, фольклор, басня.
Художественный образ– оригинальная поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла. С помощью художественного образа искусство передает многозначную информацию о мире. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение.
Книга помогает ребенку познавать окружающий мир, отвечает на волнующие вопросы, развивает не только интеллект, воображение и память, но и обогащает эмоциональное, нравственное и духовное состояние ребенка.
Очень важна систематическая работа с родителями: напоминание о необходимости ежедневных чтений сказок, коротких рассказов о природе, о животных, чтение стихотворений, загадок и другое.
Литературное воспитание ребенка в семье и в школе, обогащает их творческую фантазию, помогает обогатить эмоциональный и духовный мир личности, усиливает красочность восприятия окружающего мира, от соприкосновения с которым человек получает радость и удовлетворение.
В достижении цели формирования художественного образа у учащихся необходимо развивать интерес к русской культуре, ее традициям, что бы целостно сочеталось и художественное изобразительное начало и поэтическая натура и патриотизм к Родине.
Особенно важно воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине, к России, к местам своего обитания, к малой Родине. Для выбора композиционного решения выбирать рассказы об истории возникновения родного края до возникновения государств, о причинах возникновения войн, объективно рассказывать о развертывании событий истории.
Русские народные сказки, потешки, прибаутки, скороговорки - наиболее интересные для школьников фольклорные жанры, играют большую роль в художественном самовыражении ребенка при создании художественных образов
Средства художественного образа
Изобразительное искусство богато средствами, материалами и техниками воплощения. В живописи художник доносит до зрителя главную идею картины с помощью цвета, света, использования разнообразных красок, мазков и техник исполнения
В графике идея доносится с помощью линий, пятен, геометрических фигур на плоскости. В отличие от живописи, цвет здесь носит условный характер.
В архитектуре – это пространство. Оно выражается с помощью различных конструкций. Художественные конструкции имеют свое название – тектоника.
В скульптуре пространство также играет огромную роль. Главными средствами выражения образа становятся объем и пластика.
Но все эти виды изобразительного искусства также имеют общие средства выразительности. Композиция – это расположение всех объектов или их частей в определенной системе или последовательности. Важными средствами становятся размер, формат произведения. В любом образе можно играть с масштабами, создавая нечто новое.
Очень важно давать детям пробовать работать с разными материалами. Это различные виды красок, мелков, пластилин, глина, бумага и прочее. При этом они знакомятся с различными художественными техниками, осваивают новые приемы работы, что, несомненно, помогает творческому выражению своих идей и образов.
Выражение идеи творческой работы надо начинать с композиции. Развитие композиционного мышления учащихся с учетом психологических особенностей возраста – приоритетная задача для создания творческой работы. В идеале ребенок должен освоить пространство листа, почувствовать его, избавиться, насколько это возможно, от шаблонного видения, раскрепоститься и свободно творить, не боясь сделать что-то не так.
Виды художественных образов
Говоря о художественных образах в изобразительном искусстве, прежде всего, имеют в виду главных героев картины. Это могут быть люди, животные или предметы. Но и различные явления и события также попадают под эту категорию.
Один из видов художественного образа – человек, его облик. Это может быть конкретная личность или вымышленный персонаж. Изображать людей можно в портрете, автопортрете, а также в бытовых, религиозных, тематических и других сценках.
Предметы – самый распространенный образ в натюрмортах. В переводе с французского натюрморт – мертвая природа. Поэтому здесь в качестве объекта могут выступать фрукты и овощи, предметы обихода, цветы, инструменты и т.д.
Пейзажи (картины природы, городские виды) и различные явления также являются художественными образами. Художник передает свое состояние (мысли, чувства, эмоции) через образ природы тому, кто смотрит на картину.
При обучении детей рисованию предметов можно порекомендовать использование учебных книг с картинками: детский атлас мира по изобразительному искусству и тематические книги про цветы, фрукты, животных и т. д
В поисках образа природы существенное влияние оказывают наблюдения живой природы и подкрепление этих наблюдений уточняющими беседами и просмотром репродукций или иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими описаниями природы. Полезно параллельно при выполнении учебных задач поэтизировать окружающую природу, цитировать строки стихотворения известных русских поэтов. Все это помогает педагогу закрепить и углубить у учащихся, пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе.
Все художественные образы могут сочетаться между собой, создавая вымышленные существа, предметы и события.
Примеры, абстрактного или символичного в изобразительной деятельности лучше объяснять на примерах литературных персонажей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов и других писателей и поэтов.
Очень хотелось бы привлечь внимание учащихся к более сложным для понимания видам литературного творчества - басни. Басни очень полезны, так как они развивают мышление, заставляют думать. Можно предложить известные басни И. А. Крылова при рисовании. Могут возникнуть трудности при восприятии басни, ее аллегорического смысла, морали, ради которой и создавался сюжет. Басни, конечно же, читаются не один раз, а необходимо повторное прочтение басен, тогда внимание детей привлекают языковые тонкости произведения и более глубокое понимание для художественного раскрытия образа.
Книжная иллюстрация, как особый вид изобразительного искусства, не только поясняет текст, но и оказывает большое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивая эстетическую восприимчивость, а также активирует фантазию и воображение ребенка. Одним словом, способствуют созданию художественного образа.
Особенности художественного образа
Главная особенность художественного образа в том, что интерпретируя действительность, он на самом деле является вымышленным, ненастоящим. Даже наиболее точная картина, изображающая реальность, не может воплотить в себе все то, что есть на самом деле.
Зрительный образ воплощается художником «здесь и сейчас». Невозможно рассказать в картине о цепи нескольких событий, приведших к определенному результату. Как, например, это происходит в литературе или музыке. Художник ограничен пределами одного момента и одного события. Именно поэтому так важно уловить секундную ситуацию, полностью раскрыть действие или характеры участвующих лиц.
Рисунки все равно запечатлевают только один момент. И художник рассказывает свою историю, показывая конкретное событие, даже если их несколько.
Главная задача художественного образа – выражение своего отношения к миру. Причем делает это и сам художник, когда пишет картину или творит скульптуру, но и воспринимающий – выражая свое эмоциональное отношение к произведению. Это всегда нереальное воплощение, которое основано на настоящих предметах и явлениях.
Основное значение детского рисунка является отражение событий и явлений окружающей жизни, выражение чувств и представлений ребенка
У детей в творческом процессе происходит непосредственное формирование художественного образа, который приобретает индивидуальные особенности ребёнка. И зависит это от своеобразного видения предметов и явлений и индивидуальной манеры исполнения. Каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Ребенок отражает действительность в свете своего личного опыта и индивидуальных способностей. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых художественных образов.
Литература:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М. - Издательство «Прогресс»-1974. – С. 144-148.
1. Борев Ю.Б. Эстетика — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат. — 1989. — 496 с.
2. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. 1983. — 232 с.
3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение. 1978. — 201 с.
4. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. — 2009. — №5 — С. 49–53.
5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255 с.
6. Флерина Е.И. Эстетическое воспитание дошкольника — М.: Просвещение. — с. 181 11. Ярыгина А. Творчество и выразительность. // Дошкольное воспитание. — 2009. — №6 — С. 57–61.
Сараева И.А. Формирование художественного образа у детей через литературное творчество на занятиях изобразительного творчества // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Детское художественное творчество – явление уникальное и имеет большое значение во всестороннем развитии ребёнка и в том числе в изобразительном художественном творчестве. Как писал Л.С. Выготский «Творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п.), а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Художественный образ в изобразительном искусстве воспроизводится с помощью внешнего, зрительного контакта предмета и события, которые либо присутствуют в реальности, либо являются вымышленными их создателем.
О важности формирования художественного образа через литературу у младших школьников
Художественный образ – это определенная форма мышления, выраженная физически в качестве зрительного объекта, процесс, воплощенный в конкретном произведении при помощи средств изобразительного искусства.
Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления.
Художественный образ повествует о жизни посредством зрительных образов. Они создаются с помощью специальных средств, инструментов, техник и приемов, которые разработаны, изменены и усовершенствованы многими поколениями художников.
Образ формируется тремя основными ступенями:
1 ступень. Возникновение идеи. Это создание чего-то мысленно, в мечтах художника. Возможно появление набросков или мини-замысла.
2 ступень. Создание произведения. Художник воплощает свою мыль фактически, с помощью материалов, отображая объективную часть (зрительное изображение) и субъективную часть (свои эмоции и чувства).
3 ступень. Восприятие созданного образа другим человеком. При этом субъективное мнение зрителя дополняет данный объект. И мысль художника становится ощущением другого человека.
Одной из главных задач на занятиях изобразительного творчества является формирование художественного образа у ребенка. И для решения этой задачи целесообразно использовать художественную литературу, привлекать детей к чтению, рекомендовать посещение библиотек.
Литература– вид искусства, в котором средством создания художественного образа является слово. Существуют жанры литературы, такие как сказка, рассказ, фольклор, басня.
Художественный образ– оригинальная поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла. С помощью художественного образа искусство передает многозначную информацию о мире. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение.
Книга помогает ребенку познавать окружающий мир, отвечает на волнующие вопросы, развивает не только интеллект, воображение и память, но и обогащает эмоциональное, нравственное и духовное состояние ребенка.
Очень важна систематическая работа с родителями: напоминание о необходимости ежедневных чтений сказок, коротких рассказов о природе, о животных, чтение стихотворений, загадок и другое.
Литературное воспитание ребенка в семье и в школе, обогащает их творческую фантазию, помогает обогатить эмоциональный и духовный мир личности, усиливает красочность восприятия окружающего мира, от соприкосновения с которым человек получает радость и удовлетворение.
В достижении цели формирования художественного образа у учащихся необходимо развивать интерес к русской культуре, ее традициям, что бы целостно сочеталось и художественное изобразительное начало и поэтическая натура и патриотизм к Родине.
Особенно важно воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине, к России, к местам своего обитания, к малой Родине. Для выбора композиционного решения выбирать рассказы об истории возникновения родного края до возникновения государств, о причинах возникновения войн, объективно рассказывать о развертывании событий истории.
Русские народные сказки, потешки, прибаутки, скороговорки - наиболее интересные для школьников фольклорные жанры, играют большую роль в художественном самовыражении ребенка при создании художественных образов
Средства художественного образа
Изобразительное искусство богато средствами, материалами и техниками воплощения. В живописи художник доносит до зрителя главную идею картины с помощью цвета, света, использования разнообразных красок, мазков и техник исполнения
В графике идея доносится с помощью линий, пятен, геометрических фигур на плоскости. В отличие от живописи, цвет здесь носит условный характер.
В архитектуре – это пространство. Оно выражается с помощью различных конструкций. Художественные конструкции имеют свое название – тектоника.
В скульптуре пространство также играет огромную роль. Главными средствами выражения образа становятся объем и пластика.
Но все эти виды изобразительного искусства также имеют общие средства выразительности. Композиция – это расположение всех объектов или их частей в определенной системе или последовательности. Важными средствами становятся размер, формат произведения. В любом образе можно играть с масштабами, создавая нечто новое.
Очень важно давать детям пробовать работать с разными материалами. Это различные виды красок, мелков, пластилин, глина, бумага и прочее. При этом они знакомятся с различными художественными техниками, осваивают новые приемы работы, что, несомненно, помогает творческому выражению своих идей и образов.
Выражение идеи творческой работы надо начинать с композиции. Развитие композиционного мышления учащихся с учетом психологических особенностей возраста – приоритетная задача для создания творческой работы. В идеале ребенок должен освоить пространство листа, почувствовать его, избавиться, насколько это возможно, от шаблонного видения, раскрепоститься и свободно творить, не боясь сделать что-то не так.
Виды художественных образов
Говоря о художественных образах в изобразительном искусстве, прежде всего, имеют в виду главных героев картины. Это могут быть люди, животные или предметы. Но и различные явления и события также попадают под эту категорию.
Один из видов художественного образа – человек, его облик. Это может быть конкретная личность или вымышленный персонаж. Изображать людей можно в портрете, автопортрете, а также в бытовых, религиозных, тематических и других сценках.
Предметы – самый распространенный образ в натюрмортах. В переводе с французского натюрморт – мертвая природа. Поэтому здесь в качестве объекта могут выступать фрукты и овощи, предметы обихода, цветы, инструменты и т.д.
Пейзажи (картины природы, городские виды) и различные явления также являются художественными образами. Художник передает свое состояние (мысли, чувства, эмоции) через образ природы тому, кто смотрит на картину.
При обучении детей рисованию предметов можно порекомендовать использование учебных книг с картинками: детский атлас мира по изобразительному искусству и тематические книги про цветы, фрукты, животных и т. д
В поисках образа природы существенное влияние оказывают наблюдения живой природы и подкрепление этих наблюдений уточняющими беседами и просмотром репродукций или иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими описаниями природы. Полезно параллельно при выполнении учебных задач поэтизировать окружающую природу, цитировать строки стихотворения известных русских поэтов. Все это помогает педагогу закрепить и углубить у учащихся, пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе.
Все художественные образы могут сочетаться между собой, создавая вымышленные существа, предметы и события.
Примеры, абстрактного или символичного в изобразительной деятельности лучше объяснять на примерах литературных персонажей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов и других писателей и поэтов.
Очень хотелось бы привлечь внимание учащихся к более сложным для понимания видам литературного творчества - басни. Басни очень полезны, так как они развивают мышление, заставляют думать. Можно предложить известные басни И. А. Крылова при рисовании. Могут возникнуть трудности при восприятии басни, ее аллегорического смысла, морали, ради которой и создавался сюжет. Басни, конечно же, читаются не один раз, а необходимо повторное прочтение басен, тогда внимание детей привлекают языковые тонкости произведения и более глубокое понимание для художественного раскрытия образа.
Книжная иллюстрация, как особый вид изобразительного искусства, не только поясняет текст, но и оказывает большое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивая эстетическую восприимчивость, а также активирует фантазию и воображение ребенка. Одним словом, способствуют созданию художественного образа.
Особенности художественного образа
Главная особенность художественного образа в том, что интерпретируя действительность, он на самом деле является вымышленным, ненастоящим. Даже наиболее точная картина, изображающая реальность, не может воплотить в себе все то, что есть на самом деле.
Зрительный образ воплощается художником «здесь и сейчас». Невозможно рассказать в картине о цепи нескольких событий, приведших к определенному результату. Как, например, это происходит в литературе или музыке. Художник ограничен пределами одного момента и одного события. Именно поэтому так важно уловить секундную ситуацию, полностью раскрыть действие или характеры участвующих лиц.
Рисунки все равно запечатлевают только один момент. И художник рассказывает свою историю, показывая конкретное событие, даже если их несколько.
Главная задача художественного образа – выражение своего отношения к миру. Причем делает это и сам художник, когда пишет картину или творит скульптуру, но и воспринимающий – выражая свое эмоциональное отношение к произведению. Это всегда нереальное воплощение, которое основано на настоящих предметах и явлениях.
Основное значение детского рисунка является отражение событий и явлений окружающей жизни, выражение чувств и представлений ребенка
У детей в творческом процессе происходит непосредственное формирование художественного образа, который приобретает индивидуальные особенности ребёнка. И зависит это от своеобразного видения предметов и явлений и индивидуальной манеры исполнения. Каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Ребенок отражает действительность в свете своего личного опыта и индивидуальных способностей. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых художественных образов.
Литература:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М. - Издательство «Прогресс»-1974. – С. 144-148.
1. Борев Ю.Б. Эстетика — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат. — 1989. — 496 с.
2. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. 1983. — 232 с.
3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение. 1978. — 201 с.
4. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. — 2009. — №5 — С. 49–53.
5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255 с.
6. Флерина Е.И. Эстетическое воспитание дошкольника — М.: Просвещение. — с. 181 11. Ярыгина А. Творчество и выразительность. // Дошкольное воспитание. — 2009. — №6 — С. 57–61.