НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лобыгина О.Ю. Одарённый ребенок, какой он?

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


В нашей стране педагогика детской одаренности начала оформляться как наука в конце прошлого - начале нынешнего века. В.П. Вахтеров, А.Н. Острогорский, А.П. Модестов, В.М. Экземплярский и другие специалисты разрабатывали научные и практические основы диагностики, поддержки, учебных и развивающих программ для одаренных детей. Одна из первых статей, которую, пожалуй, можно отнести к основополагающим в становлении педагогики детской одаренности, была работа П.Ф. Каптерева «Аристократия ума в школе и жизни» [5].
История зарождающейся науки - педагогики детской одаренности - в России прерывается, по крайней мере официально, после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпроса». После 1936 г. научная и практическая деятельность по разработке образовательных программ для одаренных детей в нашей стране едва теплилась и существовала только в рамках смежных дисциплин - либо психологии детской одаренности, либо чуть позже педагогики творчества, что, как мы понимаем, не могло сберечь отечественную научную школу педагогики одаренности. Такая ситуация продолжалась до 1996 г., когда демократические тенденции в обществе проявили, наконец, социальную потребность и общепедагогическую актуальность решения проблем обучения, развития, социальной и психологической поддержки одаренных детей.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [5].
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. [4].
В настоящее время при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, понять его и принять. В школе складывается система работы с одаренными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности. Важное место мы отводим проблеме мотивации педагогов на работу с этой категорией детей. Педагоги, занимающиеся с одаренными детьми, за счет компенсационного фонда получают доплаты, а за счет стимулирующего фонда – материальное поощрение за успехи своих питомцев. Учитываются результаты работы с одаренными детьми при представлении педагогов к наградам различного уровня, при повышении уровня квалификации учителей, при установлении максимальной вилки по новым условиям оплаты труда, предоставляется возможность прохождения профессиональной переподготовки. [1].
Важное место в работе с педагогами занимает психологический аспект, так как одаренные дети зачастую не похожи на обыкновенных детей в своем восприятии мира, манере поведения, формировании самооценки. Понять такого ребенка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нем – задача педагога, работающего с данной категорией детей.
В настоящее время при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, понять его и принять.
Основная цель работы с одаренными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности. [3].
Для успешной работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях сегодня широко используются ресурсы сети Интернет, приобретается программно-методическое оборудование для работы с одаренными детьми. На основе этих материалов осуществляется работа над обновлением содержания образования с детьми данной категории.
Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для психолога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Список использованной литературы
1.       Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская – М., 2002
2.       Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности./ Д.Б. Богоявленская. - М., 1997.
3.       Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие [Электронный ресурс] / М.Е.Богоявленская – Режим доступа
4.       http: // festival. 1 september. Ru
5.       Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т., Т3. М., 1994.
6.       http://www.den-za-dnem.ru.
7.       http://ladomirovka.narod.ru
8.       http: // www. Concord. Websib. Ru
2019