Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Гришагина Е.С. Методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса в суворовском училище

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Аннотация: раскрывается специфика методического сопровождения деятельности педагога. Оно осуществляется для помощи в усвоении и реализации преподавания новых требований в условиях, происходящих изменений в системе образования.
Ключевые слова: методическое сопровождение, деятельность преподавателя, компетенция.
Приоритетными направлениями любой педагогической деятельности являются те, которые способствуют достижению высокого качества образования. Особенно актуальным это является в настоящее время, так как именно качество - одна из главных задач современного образования, которая рассматривается как важнейший фактор стабильного развития страны. В современном потоке быстро меняющихся условий, которые характеризуются активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс, преподаватель пытается выбрать такие, которые будут способствовать решению данных задач. М. М. Рубинштейн писал, что требования к учителю постоянно растут, так как учитель - это представитель интересов данного времени и всех прошлых времен, «которые объединены под общим названием культурных ценностей». Поэтому педагог всегда находится в поиске, стремится к самосовершенствованию, «идёт в ногу со временем». В связи с этим особую актуальность приобретает методическая работа, которая способствует развитию профессиональной компетентности преподавателя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею, так как по словам Ч. Диккенса «человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Ведь методист – это наставник, профессионал, чья поддержка значима в работе каждого педагога. Это первопроходец, за которым идут остальные. Поэтому главная задача методической работы - поиск форм, методов, подходов, помогающий каждому педагогу найти себя, свой стиль, свою изюминку. От грамотной, спланированной работы методиста зависит качество всего процесса.
Поэтому важным видом методической работы в системе образования, на мой взгляд, является сопровождение. Понятие «сопровождение» вошло в теорию и практику российской педагогики психологии относительно недавно, лишь в 90-е гг. ХХ века. Хотя толкование слова весьма неоднозначно, так как это явление выполняет широкий спектр функций. Но именно оно и помогает совершенствоваться другим. Таким образом, методическое сопровождение деятельности преподавателя - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи преподавателю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. И чтобы этого добиться, педагоги тоже должны обладать такими качествами. Так как сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь. Другими словами, методическое сопровождение преподавателя заключается в том, чтобы приметить застенчивого, возвеличить скромного, возвысить вежливого, успокоить пылкого, напоить жаждущего, просветить заблудшего, мобилизовать ленивого, зажечь инертного, взорвать равнодушного, озарить примитивного, вдохновить творческого. Мое методическое сопровождение преподавателей опирается на следующие этапы:
– диагностирующий
– аналитический
– прогностический
– рефлексирующий
На первом этапе, который предполагает: анкетирование, посещение и анализ занятий преподавателей, диагностику эффективности реализуемых педагогом программ и применяемых педагогических технологий, определение запроса на оказание конкретной методической помощи.
Исходя из этого, на следующих этапах работа предполагает спектр мероприятий, формы и средства которых достаточно богаты и разнообразны.
Немаловажным является сопровождение преподавателя при подготовке конкурсных материалов и в содержательном плане, и в оформлении информационных материалов.
Такая структура позволяет методисту оказывать методическую поддержку педагогам дифференцированно.
Таким образом, при появлении новых тенденций в современном мире и образовании, необходимо наряду с деятельностью методических служб, переходить к новым методам поддержки педагогов, таким, как, например, методическое сопровождение, что позволит обеспечить качественный уровень образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. Единство цели: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.
2. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: моногр. / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов, С. Н. Горычева, А. В. Петров,
4. Снегурова В. И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10.
e-mail - grishaginaes@mail.ru
телефон 89125987719




В статье
раскрываются
аспекты
проектирования в
качестве
реализации
педагогического
нов
а
-
торства
,
изложены
идеи
,
содержание
и
компоненты
научно
-
методического
сопровождения
преподавателей
,
предложена
модель
си
с
-
темы
НМС
преподавателя
и
коллективная
д
еятельность
.
Раскрывается специфика научно-методического сопровождения деятельности учителя. Оно осуществляется для помощи в усвоении и реализации учителями новых требований в условиях происходящих изменений в системе образования.

2018