Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бондаренко Е.В. Эмоционально-эстетическое воспитание школьников на примере пейзажной лирики

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Изучению текста художественного произведения подчинены практически все уроки литературы в школе. Художественный текст неисчерпаем не только по своей протяжённости, но и по своему содержанию. Вместе с детьми мы творчески воспроизводим на уроках то, что было создано писателями на основе личных впечатлений, эмоций, знаний, жизненного опыта. Читая художественное произведение, мы не только воспринимаем его словесную «одежду» (языковой уровень текста), определяем закономерности развёртывания действия и всей системы образов (литературный уровень текста), но и стараемся извлечь из него идейно-эстетическое содержание (идейно-эстетический уровень текста). Эти компоненты текста находятся в определенной взаимосвязи: «Язык есть форма по отношению к образу, как образ есть форма по отношению к идейному содержанию произведения», - писал профессор Л.Ч. Тимофеев. Это и даёт возможность цельного рассмотрения литературного произведения как образно-словесного искусства.        Эстетическое восприятие – это сокровенный, личностный процесс, который протекает в глубине сознания человека и трудно фиксируется при его наблюдении. Нередко нужное чувство и ощущение трудно вызвать прямым путём, поэтому в главную задачу учителя при изучении и анализе художественного произведения входит использование таких приёмов, которые бы живо воздействовали на ребёнка и пробуждали бы в нём чувства. Благодатный материал для изучения – стихотворения русских поэтов XIX века, раскрывающих читателю реальный, но в то же время удивительный мир – мир родной природы, красоту земли, волшебство разных времён года.         При изучении пейзажных стихотворений неэффективным приёмом работы будет считаться тот, при котором учитель сам выбирает те или иные эстетические детали, используемые автором. Важно разбудить воображение школьников. Этому помогают такие конструкции, как «представьте себе…», «как будто бы…»; приёмы, развивающие эмоции, образное и ассоциативное мышление детей. Среди них слово учителя, подготавливающее восприятие поэтического текста; письменные или устные работы творческого характера («вообрази…», «мысленно нарисуй…»); опора на эмоциональный личный опыт; группировка ассоциаций, выявление эмоционально-образной детали через звук, цвет, слово.          Так, например, стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…» вызывает активный эмоциональный отклик школьников, позволяет познакомить их с секретами поэзии.         Знакомство со стихотворением предваряет обращение к личному опыту школьников: «Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в зимнем лесу?» Дети с удовольствием описывают увиденное.      Обогатить их впечатления можно знакомством с пейзажами русских художников: И. Шишкина «Зима», А. Васнецова «Зимний сон (Зима)», Л.Бродской «Русская зима», демонстрируемых под музыку А. Вивальди «Зима». Перечисленные выше приёмы способствуют многогранной работе зрительных и слуховых анализаторов школьников, подготавливают к восприятию всего стихотворения Ф.И. Тютчева.     Далее учитель читает произведение вслух, затем идёт активная работа по анализу образного ряда стихотворения, его языкового строя. Этот процесс осуществляется при ненавязчивой помощи учителя, в виде умело выстроенной цепочки вопросов.        В результате равнодушных читателей и «критиков» в лице учащихся не будет, каждый ребёнок в такой подготовленной обстановке сможет поделиться сокровенными мыслями.       Далее педагог может предложить подобрать иллюстрации к стихотворению из представленных на выставке картин русских художников. Ребята обосновывают свой выбор, совмещая изображённое на картине со зрительным рядом стихотворения. Теперь, когда на основе такого синтеза искусства и литературы в воображении детей созданы яркие выразительные картины, им будет нетрудно и интересно подготовить выразительное чтение стихотворения, выучить его наизусть, сделать к нему иллюстрацию. Это и будет их домашним заданием.        Подобные приёмы, развивающие в процессе анализа произведения образное видение учащихся, их творческие способности, делают работу с поэтическим шедевром настоящим праздником красоты.

Библиографический список

1.       Баевский В. С. История русской поэзии. Смоленск: Русич, 1994. 135 с.
2.       Межпредметные связи на уроках литературы. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой) М.: Просвещение, 1995. 186 с.
3.       Новиков Л. А. Искусство слова. М.: Педагогика, 2001. 89 с.
2019