Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гончарова И.В., Шацкова Т.В. Поисковые задачи на уроках русского языка и литературы

Библиографическое описание:
Гончарова И.В., Шацкова Т.В. Поисковые задачи на уроках русского языка и литературы // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Задания поискового характера являются частью педагогической технологии проблемного обучения, которое предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. «Использование на уроках заданий проблемно-поискового характера позволяет овладеть умением высказывать собственные оценочные суждения, формировать навыки самостоятельной деятельности, создавать целостное видение проблемы». [1.с. 122]. Использование заданий проблемно-поискового характера является одним из приемов формирования универсальных учебных действий. Они могут выполняться при некоторой помощи учителя или учебника (частично-поисковые) или при отсутствии такой помощи– самостоятельно (проблемно-поисковые задачи), но в том и в другом случае ученикам открываются новые знания, а также способы их добывания. «Процесс решения проблемно-поисковой задачи это ход рассуждений учащихся, анализирующих языковые явления. Способ решения – система логико-лингвистических операций, выполнение которых приводит к решению проблемы.» [3с. 16].

Готовясь к урокам, мы продумываем систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать у учащихся целенаправленный мыслительный поиск. К каждому вопросу советуем ученикам собирать материал, собранную информацию оформляем в виде схем. Учитель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников, но ученик должен сам открыть способ решения задачи, найти ответ на поставленный ему вопрос. Важно, что преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. Задача учителя – привлечь ученика к сотрудничеству.

На уроках русского языка возникают различные ситуации, вызывающие у учащихся затруднения в процессе овладения языком, речью. Предложенные учителем поисковые задачи могут помочь преодолеть учащимся возникающие трудности.

Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки.

Приведем примеры таких ситуаций и возможных поисковых задач на уроках русского языка. В 7 классе употребление предлогов в ряде случаев связано с определенными затруднениями. Так, учащиеся иногда неуместно используют производные предлоги в течение, в продолжение, вследствие. Такие ошибки возникают в сочинениях и нарушают общий стиль изложения. Предупреждая их, учитель предлагает учащимся решить поисковые задачи:

– В новостях вы можете встретить такую фразу: «Будущие космонавты готовятся к полетам в течение долгого времени». А как вы об этом расскажете своему однокласснику?

– Вследствие частых дождей появилось много грибов. А как сказала бы тебе об этом мама?

– В чем своеобразие употребления местоимения её в следующих случаях: в его время, его книга, видеть его, не его голосом, поставить его на место? Для ответа на вопрос учащиеся должны вспомнить о значении, грамматических признаках и роли в речи местоимений, выявить своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения, т.е. повторить путь ученого-лингвиста, открывая новые для себя знания.

Учитель может использовать и такие поисковые задачи:

Определите значения слов выкачать-выкатить, развесить-развешать, замесить-замешать. В чем сходство и различие этих слов? Объясните.

Почему данная задача важна? Её решение учащимися–подготовка к изучению правописания причастий развешенный-развешанный, замешанный-замешенный, ошибки, в написании которых очень частое явление в школьной практике.

Можно ли проверить написание безударной гласной в корне слова опоздать и глаголом опаздывать? Почему?

Таким образом, средством, позволяющим предупредить ошибки учащихся, являются не только упражнения, предполагающие работу по образцу, но главным образом, поисковые задачи, цель которых – организация самостоятельного анализа языковых явлений учащимися.

Поисковые задания предполагают как индивидуальную, так и групповую работу. Можно сформировать мини-группы по 3-4 человека, в каждую из которых входили бы дети с разным уровнем подготовки, при этом учитывать наличие навыков самостоятельной работы. Ребята с большим интересом решают новые, нестандартные задачи. Примечательно, что при решении поисковых задач обычно активность проявляют все члены группы.

Наша практика использования поисковых задач показывает, что у школьников повышается интерес к предмету, растет их склонность к исследовательской деятельности, развивается логическое мышление, формируется умение работать со справочной и научной литературой.

Необходимо отметить, что при использовании на уроке русского языка заданий проблемно-поискового характера большое значение имеет работа с текстовым материалом. Например: озаглавить текст, определить его основную мысль, подобрать эпиграф, составить композиционную схему текста и т.д. Одним из приемов работы с текстами при реализации проблемно-поискового метода является подготовка к написанию изложений и сочинений.
Часто в сочинениях ученики повторяют одни и те же слова, не используя синонимов. В этой ситуации, готовясь к очередному сочинению, учитель может дать классу поисковую задачу:

– В ваших сочинениях иногда встречаются такие описания: «Весной бывает тепло, солнечно. Весной пробуждается природа. Прилетают птицы, звенят ручьи, распускаются листья…Я очень люблю весну…» Замените повторяющиеся слова синонимами.

На уроках русского языка задания проблемно-поискового характера разнообразны, используются в рамках различных педагогических технологий, способствуют овладению анализом различных языковых явлений, развитию связной устной и письменной речи и навыков творческой деятельности.

На уроке литературы решение поисковых задач способствует активации самостоятельной деятельности учащихся по осмыслению художественного произведения. Поисковый метод на уроках литературы опирается на следующие формы деятельности: подбор цитат, целостный анализ текста, анализ эпизода, сопоставительный анализ, выявление художественных особенностей текста. Суть поискового метода на наших уроках заключается в том, что мы разделяем учебную проблему на отдельные задачи, и учащиеся выполняют шаги по поиску их решения. «Решение каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего процесса решения осуществлять должен учитель». [1.с.21]. Поставленная на уроке проблема решается в процессе поисковой беседы. Справедливо будет заметить, что вести такую беседу, нередко перерастающую в дискуссию, достаточно трудно. «Важно помнить, что главное – не получение от школьников быстрого и правильного ответа (тем более что многие из вопросов однозначного ответа не имеют), а организация самого процесса творческого мышления школьников, поиск путей решения вопроса, логический анализ ситуации». [2.с. 11].

Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне «самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину»..» [3с. 56].

Рассмотрим пример поисковых задач при определении идейно-композиционного содержания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и, в частности, образа Чичикова, «скрепляющего» путь героя и мир вокруг него. При обсуждении произведения учащиеся выдвинули проблему: каково идейное значение образа центрального персонажа поэмы.

Поисковое задание № 1.

В какой последовательности Чичиков посещал помещиков? (подбор цитат, доказывающих именно такую последовательность). Почему именно такая последовательность встреч важна была писателю? Предполагаемый ответ учащихся Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

Поисковое задание № 2.

В первоначальный план Чичикова входило посещение лишь двух помещиков, с которыми он познакомился на балу у губернатора, - Манилова и Собакевича. Каким образом случай изменил планы и маршрут Чичикова? Чем замечательны эти два персонажа-антипода? (привести в доказательство цитаты, характеризующие героев) Предполагаемый ответ учащихся: Чичиков заблудился и попал вместо Собакевича к Коробочке. На пути в город NN Чичиков сталкивается с Ноздрёвым и отправляется к нему в поместье. Еще одна внеплановая поездка– визит к Плюшкину. О массовом вымирании крестьян в его поместье Чичиков узнает от Собакевича. (Разработка 5-7 слайдов с гиперссылками на текст произведения. Каждая группа отбирает материал для 1-2 слайдов презентации). Беседа. Почему Гоголь «заставляет» Чичикова заблудиться? Предполагаемый ответ учащихся: Чичиков сбивается с пути, не может найти дороги. От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу и никак не может попасть к нему. Создается впечатление, что он едет по кругу, словно здесь нет пути. Обобщение учителя: Когда читаешь книгу, то ходишь будто бы по кругу. Назовем это замкнутым пространством, где царят бездорожье, непролазная грязь, порой не видно ни зги. Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника– это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Только в финале Чичиков вырывается на прямую дорогу, но о ее символике – позже.

Поисковое задание №3.

Отберите материал для слайдов и определите фон презентации. Мотивируйте результат своей работы.

Беседа. Что лежит в основе сюжета «Мертвых душ»? Предполагаемый ответ учащихся: в основе сюжета «Мертвых душ» лежит путешествие героя, он все время в дороге –поэма открывается прибытием Чичикова в город NN, заканчивается отъездом, а большую часть сюжетного времени проводит в пути от одного помещика к другому.

Поисковое задание № 4.

Цель Чичикова в жизни? Центральный, проблемный вопрос урока. Аферист Чичиков - «мёртвая» душа или «живая»? Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города NN, «знающий дело». Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой».

Поисковое задание № 5.

Зачем автор использует образ дороги в поэме? Дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев — всего человечества — самого автора, т. е. это дорога вверх, дорога-спасение, дорога -надежда, дорога — будущее России.

Выводы: Чичиков – живая душа. Имеет отличительные черты, которыми не обладают помещики. Автор дает историю жизни героя. Намек на предстоящее нравственное перерождение героя– в имени Павел. Мотив путешествия, дороги – это и мотив «движения души».

Поисковое задание № 6.

В каких известных произведениях в основу сюжета положено путешествие? Предполагаемый ответ учащихся: поэма Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и его поэма «Мцыри», повесть А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник» и др. В чем отличие путешествия Чичикова от путешествий героев других авторов?

Ожидаемый результат: овладение умениями и навыками истолковывать особенности композиции, средства создания образов персонажей, подбор цитат по указанной теме.

Задания проблемно-поискового характера разнообразны, и форма предъявления выполненного задания может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикация, буклет, презентация, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

Анализируя текст художественного произведения, можно использовать прием «Толстые и тонкие вопросы». Вопросы репродуктивного характера– «тонкие», требующие односложного ответа. Вопросы, требующие размышления и умения анализировать – «толстые». Также в работе с текстом мы часто используем прием «Чтение с остановками». Учитель читает текст, заранее разделив его на фрагменты. После каждой остановки учителя школьники прогнозируют, что будет дальше. Такие поисковые задачи развивают речевые умения школьников и творческие способности и позволяют глубже погрузиться в изучаемое произведение.

Важно отметить, что решение поисковых задач подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, прививает навыки исследовательской и проектной работы.

Итак, постановка поисковых задач становится важным методическим приемом, создающим условия для развития не только общеучебных умений школьников, но и их мышления, а также является средством повышения интереса к изучению русского языка. Из опыта работы мы знаем, что самыми прочными являются те знания, к которым пришли сами дети в результате поиска, научного открытия.

Библиографический список
1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.— 80 с
2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М: Знание, 1974, 64с. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа, 2010. - 392 с.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. - М., 2002; 2006.
4. Н.В. Гоголь «Мертвые души», Издательство «Художественная литература», Москва, 1988.
2023