НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бодрикова О.Н., Михеева И.С., Огаркова О.А. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования значительное внимание уделено профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, как одному из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Импульсивность и спонтанность, отсутствие опыта и способности предвидения последствий своих действий побуждают отнести детей к категории пешеходов с повышенным риском. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и физиологические особенности дошкольников, чьи поле зрения, глазомер еще не позволяют проследить события в радиусе десяти метров, правильно определить расстояния до объектов, представить их настоящие размеры и их зрительное изменение с увеличением расстояния. Поэтому чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Особое внимание нужно уделить отсутствию чувства опасности, переоценке своих возможностей у дошкольников, склонности к риску как способу самопознания.
Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективным, если:
-           использовать разнообразные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдение, конкурсы, обучающие беседы, игровые образовательные ситуации, игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
-           обогащать развивающую среду, стимулируя детей к самостоятельному получению знаний о безопасном поведении на дороге;
-           включать детей в социально значимую деятельность: акции, конкурсы, профилактические мероприятия городского, регионального уровня, организованные с участием сотрудников ГИБДД;
-           проводить просветительскую работу с родителями воспитанников по правилам безопасного поведения на дороге.
Можно выделить следующие критерии сформированности основ безопасного поведения: когнитивный, мотивационный, деятельностный.
Учитывая, что процесс формирования основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно и заключается в приобретении знаний об опасностях, их преодолении и предотвращении, в формировании мотивов безопасного поведения, а также в упражнениях по использованию способов преодоления и предотвращения опасностей, можно определить этапы работы по формированию основ безопасного поведения: информационный, мотивационный и тренировочный.
Анализ методических рекомендаций позволяет выявить следующие формы работы по формированию основ безопасного поведения на дороге: организованная образовательная деятельность, прогулка, экскурсия, встречи с представителями ГИБДД, электронные сетевые формы взаимодействия с родителями воспитанников. Методами работы являются: беседы, игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная), упражнение, игровая образовательная и проблемная ситуация, чтение художественной литературы по данной тематике.
Под влиянием системы педагогических воздействий интерес к осознанному безопасному поведению на дорогах у детей старшего дошкольного возраста значительно выростает. У дошкольников появляется увлеченность этим процессом и заинтересованность от результатов познавательной деятельности. Таким образом, знания и представления дошкольников о правилах безопасного поведения на дорогах обогащаются в дидактических, сюжетно-ролевых играх, проблемных ситуациях. Чтение художественной литературы, стихотворений, инсценировки позволяют сформировать эмоционально-личностное отношение к правилам и желание продолжать изучать их.
Особенно важным представляется то, что значительно вырастает интерес детей к изучению правил поведения на дорогах, в транспорте, изучению знаков дорожного движения. У дошкольников появляется увлеченность этим процессом, заинтересованность от результатов познавательной деятельности и, как следствие, сохранение собственной жизни и здоровья.

Библиографический список

1.       Авдеева, Н. Н., Князева, О. О., Стеркина, Р. Б., Программа «Основы безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста» [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. О. Князева, Р. Б. Стеркина. - Москва: Инфра-М, 2008.
2.       Ананьев, В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В. А. Ананьев. - Томск: Томский университет, 2000.
3.       Антюхин, Э., Сулла, М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] / Э. Антюхин, М. Сулла // Основы безопасности жизни. - 2007. - № 5.
4.       Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст]: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова. – Москва: Академия, 2004.
5.       Вдовиченко, Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения [Текст] / Л. А. Вдовиченко. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008.
6.       Ежкова, Н. В. ПДД в детском саду [Текст] / Н. В. Ежкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
7.       Кобзева, Т. Г. Правила Дорожного движения [Текст] / Т. Г. Кобзева. - Волгоград: Учитель, 2010.
8.       Мошкин, В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности [Текст] / В. Н. Мошкин // Основы безопасности жизни. - 2005. - №7.
2019