Актуальные вопросы начального общего образования

Колпакова Е. А., Котлярская О. А. Познавательная игровая программа "Хоровод дружбы"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Пояснительная записка

Актуальность:
Познавательно-игровая программа «Хоровод дружбы» актуальна, так как предполагает формирование у ее участников представлений о природе, народах, проживающих в Безенчукском районе Самарской области, о том, что каждая народность имеет свои праздники, национальные костюмы, игры; а также представлений о дружбе разных народов; воспитания любви и уважения к своей малой родине.
Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родному краю.
Тема: Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.
Идея: «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.
Направленность: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями, природой.
Педагогические задачи:
- создать атмосферу радости и эмоционального благополучия у участников программы;
- содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, расширению кругозора, словарного запаса;
- развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;
- развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;
- прививать любовь к родному краю.
Условия и особенности ее реализации:
Познавательно-игровая программа «Хоровод дружбы» требует предварительной подготовки:
·          беседа с детьми о природе родного края;
·          разучивание стихотворения на чувашском языке;
·          изготовление карты Безенчукского района Самарской области;
·          изготовление бумажных кукол и национальных костюмов к ним;
·          подбор рецептов национальной кухни народов Безенчукского района.
Методические рекомендации
Игровая программа предназначена для детей младшего школьного возраста.
Она способствует приобщению детей к культурному и природному наследию своей малой родины. Участвуя в этой игровой программе, школьники не только могут актуализировать свои знания о Безенчукском районе, но и откроют для себя много нового и интересного о родной земле. Игра потребует от участников быстрой реакции, настойчивости, терпения и организованности.
Игровая программа позволяет раскрыть в коллективе личность ребёнка, развивает умение общаться, быть нужным, возможность проявить свои способности, применять свои знания на благо общего дела.
Данная игровая программа имеет большое воспитательное значение, так как приобщает младших школьников к культурному наследию Безенчукской земли, формирует чувство гордости за родной край, служит средством повышения культуры досуга.
Основным местом проведения является либо актовый (музыкальный) зал, либо просторный школьный кабинет. Форма проведения: игра. Это способствует созданию дружеской атмосферы и сплочению детского коллектива. В программе также необходимо участие ведущих. Данную игровую программу рекомендуется проводить в любое время года.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, экран, мультимедийная презентация, магнитная доска (или стенд) для размещения карты района, 4 стола, 20 стульев (по количеству участников),плоскостные изображения кукол, костюмы и детали национальных костюмов народов Безенчукского района (самых многочисленных: русских, татар, чувашей, мордвы), карта Безенчукского района Самарской области, плоскостные изображения растений и животных, аудиозаписи национальных народных мелодий.


Ход игровой программы

Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я предлагаю вам уделить внимание одной очень важной теме. Ключевую фразу нашей темы вы узнаете, собрав её. Приглашаются дети с медальками синего и красного цвета. Для них приготовлены два конверта.
(В синем конверте находятся буквы первого слова фразы. Данный конверт для детей с синими медальками. В красном конверте – буквы второго слова фразы – для ребят с красными медальками.)

Игра «Собери пазлы»

Ведущий: Молодцы! Получились слова «РОДНОЙ КРАЙ».

Рис.1 Слайд «Родной край»

Ведущий: Дышу я чистым воздухом родного края,
У нас и речек много и берёз…
Нет уголка милее и красивей,
Чем тот, где ты родился и возрос. (И.Радченко)
НЕОЖИДАННО звучит аудиокомпозиция «Леди Совершенство»
Появляется педагог с зонтиком в руках в роли Мэри Поппинс. Приветствует всех на английском языке.
Мэри Поппинс: Hello! Do you know me? (Здравствуйте!Вы узнали меня?)
Ведущий: Ребята, вы узнали эту леди? (Да.Она Мэри Поппинс.)
А кто она? (Если дети затрудняются ответить, помогает ведущая)
Мэри Поппинс – няня-волшебница, самая знаменитая няня в мире. Но как она к нам попала?
Мэри Поппинс: Восточный ветер принёс меня к вам. Только я не могу понять, в какое место принёс меня ветер перемен?
Ведущий: Мы сейчас всё Вам расскажем о нашем родном крае, научим играм. Чтобы Вы могли всё это передать своим милым воспитанникам. А ребята мне помогут.
На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Ребята, давайте для Мери Поппинс уточним, куда же она попала. В какую страну? (Россию, Российскую Федерацию)
Наша страна большая. Давайте уточним область. (Самарская)
А район? (Безенчукский) Всё верно!
А какая самая крупная река в мире протекает через наш район? (Волга)
Безенчукский район – красивый край, расположенный на берегу великой Волги с интересной и многолетней историей. Здесь на километры простираются вековые лиственные леса, огромные сосновые стволы с шапками возвышаются в поднебесье, а бескрайние поля уходят далеко за горизонт.Щедрая природа нашего района ежегодно дарит жителям и гостям района свои богатства – ягоды, грибы, луговые травы. Также в нашем районе обитают редкие животные.
Ребята, а давайте для нашей гостьи сделаем карту, на которой разместим картинки животных и растений, встречающихся в нашем Безенчукском районе.

Игра «Найди растения и животных родного края»

Дети делятся на две группы: 1-ая – дети с синими и красными медальками; 2-ая – дети с жёлтыми и зелёными. 1-ая группа выбирает из многообразия растений только растения, произрастающие в Безенчукском районе. Дети из 2-ой группы находят животных родного края. Выбранные растения и животные помещаются на карту Безенчукского района Самарской области. В итоге получается коллаж.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, в какой стране живёт наша гостья? (В Англии.) Значит она кто - … (Англичанка) Предлагаю вам рассказать Мэри Поппинс, народы каких национальностей живут в нашем районе?(На территории Самарской области проживают более 130 народов. Многонационален и наш Безенчукский район. На его территории много лет мирно проживают русские и татары, немцы и чуваши, казахи и мордва, армяне и азербайджанцы, узбеки и марийцы… Самыми многочисленными являются русские, татары, чуваши и мордва)
Ведущий: Предлагаю вам разделиться на 4 группы и одеть кукол в национальные костюмы самых многочисленных народов нашего района.

Игра «Одень куклу в национальный костюм»

Учащиеся делятся на 4 группы: 1-ая группа – дети с синими медальками. Одевают куклу в чувашский костюм. 2-ая группа – дети с красными медальками. Одевают куклу в мордовский костюм. 3-ья – уч-ся с жёлтыми медальками. И 4-ая группа – уч-ся с зелёными медальками. Они одевают куклу в русский национальный костюм.
Итог игры: 4 куклы одетые в 4 национальные костюма. Кукол можно поместить на карту Безенчукского района Самарской области.

Рис.2 Слайд «Национальные костюмы»

Ведущий: А теперь пора подвигаться.

Подвижная русская народная игра «Золотые ворота»

Загадка – договорка от Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс: Наступает час обеда:
Мойте руки, непоседы!
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный…СУП
Что – то я проголодалась.
Ведущий: Предлагаю вам выступить в роли создателей альбома рецептов национальных блюд народов, проживающих в Безенчукском районе. Для этого мы снова разделимся на 4 группы.

Творческая работа - альбом «Национальные блюда народов Безенчукского района Самарской области»

Дети делятся на 4 группы, также как на игру «Одень кукол». Каждая группа оформляет по 3 рецепта национального блюда. К уже написанному рецепту нужно подобрать соответствующую картинку с данным блюдом. Под национальные народные мелодии учащиеся выполняют творческое задание. Затем каждая группа называет свои национальные блюда, и все они объединяются в один альбом.

Рис.3 Творческая работа «Национальные блюда народов Безенчукского района»

Ведущий: У Мэри Поппинс родной язык какой? (Английский.) А у вас? (Русский.) А у людей мордовской национальности? (Мордовский.) А у татар? (Татарский.) У чувашей? (Чувашский.) Предлагаю вам послушать стихотворение на чувашском языке.
Стихотворение в исполнении ученицы 4 класса из группы поддержки.
Ведущий: А сейчас познакомимся с татарской игрой «Елмай». Если сможете, подпевайте и выполняйте движения.
На какую русскую игру похожа эта татарская игра? («Если нравится тебе, то делай так…») Правильно.
Мэри Поппинс: В Англии тоже есть подобная игра и называется она «If you are happy…» - «Если ты счастлив…»
Все вместе в кругу играем в игру на английском языке.
Ведущий: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я чтоб общими были навеки –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Пусть будут все дети навеки друзьями!
У нас получился хоровод дружбы.
Под песню «Фонарики дружбы» музыка П. Ермишева, слова Д. Иванова дети выполняют движения.

Рефлексия.

Ведущий: Предлагаю похлопать в ладоши тем, кто, считает, что наша встреча была поучительной и интересной.
А теперь похлопайте в ладоши те, кому было скучно и неинтересно.
А теперь дружные аплодисменты нам всем.
Мэри Поппинс, а Вам мы хотим подарить карту Безенчукского района Самарской области, кукол в национальных костюмах народов, населяющих наш родной край, альбом «Национальные блюда Безенчукского района», чтобы Вы смогли рассказать своим воспитанникам, где побывали.
Мэри Поппинс: Огромное спасибо за приятную, добрую встречу! Я много интересного узнала о вашем родном Безенчукском крае. И с удовольствием приглашаю вас на свою родную землю.
Звучит аудиокомпозиция «Ветер перемен»
Примите от меня на память о нашей встрече открытки. Ветер перемен снова уносит меня. До свидания! Good – bye!
Мэри Поппинс исчезает.
Дети в хорошем настроении уходят из зала под музыку.

Используемые информационные ресурсы:

1.       [Электронный ресурс]. URL: https://ruski.radio.cz/tayny-uzorov-narodnogo-kostyuma-8195509 (дата обращения: 02.02.21 г.)
2.       [Электронный ресурс]. URL: http://сельский-труженик.рф/article/138747/ (дата обращения: 02.02.21 г.)
3.       [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dbMVEMhg_mQ (дата обращения: 02.02.21 г.)
4.       [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hwTwt4oIW3U (дата обращения: 03.02.21 г.)
5.       [Электронный ресурс]. URL: https://babysongs.ru/pesni/shou-gruppa-samanta-fonariki-drujbyi (дата обращения: 03.02.21 г.)
6.       [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/Tizh4 (дата обращения: 03.02.21 г.)
2022-02-28 16:03 2022