НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Пинчук Т.А. Приобщение к народно-прикладному искусству в группе младшего возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf

Народное декоративно-прикладное искусство – это неотъемлемая часть русской культуры. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу и доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, доступных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Знакомство детей с народным промыслом началось с занятия «Народная игрушка», целью которого:
- создание условий для формирования представлений детей о народной игрушке; - знакомство с историей её появления;
- материал, из которого игрушки сделаны;
- их предназначение;
- вызвать интерес детей к предметам народной культуры.
Дети познакомились с игрушками из дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. И были очень удивлены, что современные игрушки были не всегда.
На сегодняшний день очень важно, чтобы дети не только создавали произведения народного искусства, но и знали о его происхождении, об истории развития народных промыслов.
Наиболее доступна и понятна детям младшего возраста дымковская игрушка с простыми элементами росписи: полосы, круги, точки и кольца. Мной была подготовлена презентация по познавательному развитию, с помощью которой дети познакомились с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно- прикладного искусства, ее историей возникновения, техниками изготовления, а также их многообразием. У детей сформировалось представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (глина, палочка, кисточка для росписи, краски, печь для обжига и др.) В дальнейшем планируется разработка презентаций для других видов народного творчества.
В младшей группе вводится декоративная лепка, которой отводится немаловажное место. Мы рассказываем детям о предметах народного искусства, обучаем приёмам декоративной лепки, где дети проявляют способности в украшении своих изделий. Сначала элементами украшения выступали точки и полоски, сделанные стекой. Позже из пластилина дети начали катать шарики и валики, которыми украшали свои изделия. Активность каждого ребенка проявляется в том, что он сам выбирает форму, размер элементов и чередует их, проявляя свое творчество и индивидуальность.
Познакомили детей с глиной. Они на практике смогли увидеть структуру ее поверхности, убедились в том, что глина может быть мягкой, податливой, но в тоже время жесткой. Уточнили, при каких условиях это бывает. Сравнили глину с пластилином, выделили различия и сходства изучаемых объектов.
Дети попробовали слепить глиняные тарелочки, что способствовало расширению и уточнению представлений о предмете, изготовленных из глины. С помощью воспитателя сделали вывод, что из сырой глины легко лепить, так как она мягкая, но при этом керамические изделия, изготовленные из глины – хрупкие, жесткие, бьющиеся.
Со второго полугодия на занятиях по изобразительной деятельности дети научились выделять элементы и основные цвета дымковской росписи. Много восторга и радостных эмоций они получили от процесса украшения дымковскими узорами (мазками, точками, полосками) глиняных тарелочек, которые смастерили и украсили своими руками. Это способствовало закреплению полученных знаний.
С большим удовольствием дети раскрашивают гуашью вырезанные воспитателем силуэты дымковских игрушек: птичек, козликов, уточек, что способствует развитию мелкой моторики рук, творческой активности детей, умению рисовать элементы дымковской росписи, различать цвета. Все это воспитывает интерес к русскому народному творчеству.
Дети младшего возраста с особым интересом рассматривают иллюстрации из журналов, книги по народным промыслам. Им нравится яркость и красота, простота народных игрушек: дымковские лошадки и барышни, городецкие лошадки-качалки, хохломские деревянные ложки, семеновские матрешки.
Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из глины, дерева, посуда, лаковая миниатюра, кружево и т. д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую как детей, так и взрослых. В нашей группе оформлен небольшой уголок народного декоративно-прикладного искусства, посредством которого происходит приобщение детей к народному творчеству. Вниманию детей представлены как иллюстрированные материалы, так и предметы быта, народных промыслов, такие как матрешки, дымковские игрушки, глиняные свистульки, хохломские ложки, расписные тарелки, семеновские игрушки. Организованна выставка лучших детских работ, с помощью которых мы украшаем уголок и пополняем свою коллекцию. Благодаря этому методу у ребят появляется желание и интерес к изобразительному творчеству, стимул сделать работу лучше и аккуратнее. Дети очень гордятся, когда их работы помещаются на выставку, а проявление интереса детей к декоративному творчеству всегда поддерживается нами, воспитателями.
Знакомство детей с декоративным искусством проходит в виде игр. И с их помощью дошкольники лучше усваивают и запоминают материал, с которым их знакомят. Чтобы детям было легче запомнить с произведениями искусства народного промысла, я начала изготавливать такие игры как:
- «Из чего сделан предмет». Ее суть заключается в том, что ребенок должен заполнить игровое поле с изображениями предметов, изготовленных из определенного материала.
- «Угадай по элементу». Детям предлагается элемент росписи, по которому они должны угадать разновидность декоративно - прикладного искусства.
- «Подбери элемент», «Подбери предмет». Детям предлагается картинка с изображением различных видов народного творчества, к которой они должны подобрать соответствующий элемент росписи или предмет творчества.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
В заключение можно выделить основную задачу работы по приобщению детей к русскому народному творчеству - оно научит детей видеть красоту предметов народного искусства.
Библиографический список
1.                Богатеева З. А «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М., Просвещение, 1986.
2.                Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М., «Мозаика-Синтез», 2006.
3.                Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи», М., Просвещение, 1992.
2022